|
>> Назад к разделу: Коллекционеры и их коллекции >>
Об этой женщине можно написать увлекательный роман: столько событий, увлечений, дружб и приключений хватило бы не на одну жизнь! Просто вкратце: Дина Верни (1919-2010) родилась в Одессе, в возрасте шести лет эмигрировала с родителями во Францию. В годы второй мировой войны принимала участие в движении Сопротивления, была моделью скульптора Майоля, позировала Матиссу, Боннару и Дюфи, снималась в кино, основала музей Майоля, открыла одну из самых знаменитых в Париже художественных галерей,в которой состоялись выставки Ильи Кабакова, Михаила Шемякина, Эрика Булатова и других. Поддерживала художников-авангардистов, фотографов, выпускала каталоги и книги. Коллекционировала живопись, витражи, рукописи... Когда ей было далеко за 50, выучилась ездить верхом, держала у себя в шато лучших лошадей, приобретала за бесценок никому ненужные старинные повозки, а потом заключала выгодные договоры аренды с киностудиями, снимавшими костюмированные фильмы. .. Играла на гитаре, известна как исполнительница и собирательница блатных песен лагерей ГУЛАГа... Это далеко не полный перечень ее увлечений. Но сейчас речь пойдет о самом сокровенном, о котором многие даже не знали, и которое она называла "Мой маленький секретный мир". Дина Верни была коллекционером антикварных кукол, и ее собрание признано одним из лучших в мире. Она открывала музей Майоля в Париже по собственной инициативе, без финансовой поддержки государства и спонсоров, поэтому вынуждена была в 1995 году продать часть своей кукольной коллекции (654 лота) на аукционе Сотбис в Лондоне. Между прочим, только игрушка-автомат фирмы Roulet&Decamps "Клоун в маске" 1890 года ушла тогда за рекордную сумму: более полутора миллиона франков! Однако полностью расстаться со своей коллекцией Дина не смогла. Распродав больших кукол и автоматы, она утаила ... целый кукольный город, оставив у себя все самое маленькое - то, с чего когда-то начинала свою коллекцию и то, что всегда называла своим "маленьким секретным садом". Всего более 20 тысяч старинных кукольных предметов уместились... в одной комнате. Причем, самой интимной - в спальне. По обе стороны кровати, за книжными полками, стояли большие открытые шкафы, в которых хранились кукольные домики, мебель, салоны, аксессуары, маленькие куклы, кукольные кареты и повозки, кухни, люстры и лампы, часы и расчески, лавки, ботиночки и шляпки, - всего не перечислить... Это был ее собственный город, ее бесконечно маленькая вселенная, который она создавала сама, выстраивая миниатюрные сцены из кукольной жизни. Например, собрав коллекцию крохотных кукол начала 20 века в оригинальных нарядах, она создала сцену "В ресторане "Максим". Впрочем, многие кукольные сцены ассоциировались у нее с воспоминаниями собственной жизни: так, кукольная столярная мастерская - отголосок воспоминания о дяде-столяре из Одессы, а одна из кухонь воссоздавала кухню Майоля в его загородном доме... Все эти разрозненные старинные кукольные предметы она собирала всю жизнь: так, на одном аукционе она купила крохотный кукольный... чеснок - ездила за ним специально... Все эти вещи оставались с ней до самой кончины: она собиралась сделать их основой Музея Старинных Кукол, который мечтала устроить во дворе музея Майоля. Но эта ее мечта так и осталась мечтой... "Какой позор Франции, что страна, давшая миру в 19 веке самых лучших кукол, не поддержала эту идею! - с искренним негодованием в головк восклицал ее знакомый галерист Жан-Пьер Леливр, с котором мне довелось беседовать о Дине Верни и который организовал распродажу ее коллекции. - Я был свидетелем, как, несмотря на все ходатайства, ей так и не удалось ни у кого найти отклика... Тем не менее мне приходилось видеть, как страстно она вставала на защиту кукол. Так, на одном обеде, где присутствовали известные галеристы и художники, кто-то позволил себе насмешливо высказаться о коллекционировании кукол. Она встала и уверенно заявила примерно следующее: "Какое заблуждение и самоуверенность! Вы просто не знаете, что многие куклы ? это настоящие произведения искусства! Мне понадобились годы, чтобы понять это. Кукла может быть великолепной скульптурой, с тонко расписанным лицом, одетой иногда с невероятным мастерством и даже гениальностью. Некоторые французские фабриканты прошлого - своего рода кукольные Рембрандты и Ренуары!." ... Она удивительно объясняла свою страсть к коллекционированию: "Моя любовь и понимание предметов началось... со знакомства с сюрреалистами. Именно они открыли мне глаза на многое в жизни. Я полюбила "ненужные", "непрактичные"? вещи, и во мне проснулся мечтатель, потому что настотящий мечтатель - это и есть сюрреалист. Меня стали привлпкать необычные, странные предметы, а также просто красивые. Я их вижу как живых, одушевленных существ, и куклы в этом смысле - очень важны для меня, это на самом деле целый мир. Достаточно сказать только, что нет такого житейского предмета, который бы не был воспроизведен в кукольной миниатюре. Причем с мастерством, игрой и вкусом, которым можно позавидовать!". Может быть впервые человек с таким "художественным весом", как Дина Верни, заговорил именно о художественной ценности лучших образцов антикварных кукол и старинного кукольного мира вообще. Она пыталась доказать, что они по праву могу считаться настоящим произведением искусства и быть представленными в крупных музеях. Когда за куклой, наконец, признают серьезный "взрослый" статус, о Верни, конечно, еще не раз вспомнят. Не стоит забывать, что именно коллекционеры "приводят" в музеи целые пласты предметов, которые сопровождают нас в жизни и которые не всем поначалу кажутся значимыми. Вместо послесловия ... Мне довелось присутствовать на распродаже коллекции кукольной миниатюры Дины Верни, которая состоялась через год после ее кончины. Это событие сопровождалось большим ажиотажем и ве уходило невероятно дорого. Каждая вещь, безусловно, нашла своего настоящего ценителя и будет продолжать жить в чьих-то коллекциях. Но когда я смотрела на выставленные предметы, не могла отделаться от грустного чувства. Все эти вещи были такими радостными, столько в них было куража, страсти, любви к жизни, что наверняка лавка мясника будет скучать по лавке модистки, а роскошная люстра из рубиновых хрусталиков в другом месте будет позванивать не так волшебно, как в здании церкви, где все это ушло с молотка и перестало существовать как единое целое, как маленькая вселенная Дины Верни... Но зато она подарила возможность кому-то создавать свой "маленький мир", и может это - еще одна ее заслуга?.. Ильмира Степанова
Ильмира Степанова, Петербург 2024 |
|||||||
|