Его биография и яркая судьба, неожиданное исчезновение как промышленника на пике славы и выполнение в конце жизни данной в детстве клятвы, - до сих пор все это беспокоит воображение:
Он был плодовитым и гениальным механиком-изобретателем, автором многих интереснейших идей и проектов, которые ему чаще всего успешно удавалось осуществлять, но которые редко приносили пользу ему самому. Одни были банально украдены расторопными и хитрыми конкурентами, другие Штайнер по доброй воле дарил друзьям. Он часто испытывал чувство разочарования, влезал в долги, чтобы иметь возможность заниматься тем, что хотел делать, и жил так, будто кто-то вынуждал его реализовать свои таланты любой ценой.
От начала и до конца вся его жизнь была историей взлетов и падений, преодолением обстоятельств, но сегодня его куклы - настоящая редкость, гордость музеев и частных коллекций, а имя Жюля Николаса Штайнера бесспорно значится в числе лучших мировых кукольных фабрикантов в истории Европы.
Во времена Штайнера кукольное производство почти не было механизировано, продукция не была поставлена "на поток", и более важной оказывалась не столько эволюция используемой техники и патентов, сколько личность автора, ее творческий потенциал. Не случайно все индустриальное производство кукол 19-ого столетия отмечено индивидуальностью изготовителей. Чем более масштабной была фигура, тем более она влияла на стиль, на создание новых моделей кукол, которые потом копировали и повторяли другие фабриканты. Именно такой личностью был Жюль Николь Штайнер.
Он родился 31 марта 1832 года в Дижоне, имя его отца неизвестно. Мать - Луиза Штайнер - шведка по национальности. В 21 год совращенная и брошенная проезжим незнакомцем, она поначалу отказалась от своего ребенка и даже не дала ему своей фамилии. Так, незаконнорожденным и анонимным, - только с двойным именем Жюль Николас, - появился на сцене жизни человек, имя которого войдет в историю кукольного производства. Младенца отдали на воспитание в семью чернорабочего, которому государство немного приплачивало за содержание сироты.
Ровно через четыре года мать одумалась, забрала сына и признала его, снабдив документами, своей фамилией и шведской национальностью. Но она по-прежнему была очень бедна, и могла находить лишь временную сезонную работу на полях. В возрасте 29 лет она скончалась - Жюлю было тогда всего 8 лет. Его отправили в сиротский приют, и горечь лишенного любви детства Штайнер пронес потом через всю жизнь. Он поклялся, что никогда не бросит своего будущего ребенка, и если Бог даст ему потомство, посвятит всего себя заботе о нем. Эту клятву он позже выполнил, что оказало решающее влияние на его жизнь.
Во второй половине 19 века Дижон и его окрестности славились достижениями часовой индустрии, здесь было много виртуозных мастеров-часовщиков. Есть предположение, что Жюль Николас Штайнер был в подмастерьях у кого-то из них, хотя документальных сведений об этом не обнаружено. Так или иначе он заработал деньги на билет до столицы и на скромное существование там в первое время: в 1853 году в возрасте 21 года Штайнер приехал в Париж и поселился в доме 16 на rue Poitou. Через два года, в сентябре 1855 года, он получил свой первый патент за механическую куклу, у которой двигались руки, ноги, голова, и даже опускалась одна губа: кукла словно плакала, когда ее выпускали из рук и клали на спину. Этот патент никогда не был претворен в жизнь, но чертежи сохранились, и именно по ним можно судить о том, что Штайнер, безусловно, имел опыт работы с часовой механикой.
Кстати, это был один из первых экспериментов по созданию кукол, имевших сходство не со взрослыми дамами, а с детьми. Штайнер предвосхитил важный этап кукольного производства: впервые куклы-девочки, как и сам термин "Bebe" появились после международной выставки в Париже только в 1870-х годах.
Сделав свой первый опытный образец, он решил заработать средства на реализацию идеи механической куклы. На время отложив свои "кукольные" планы, Жюль Николас начал изготавливать маленькие недорогие механические игрушки. В марте 1858 года он открыл собственную мастерскую, которая располагалась в доме 109 на rue Vieille du Temple, и вскоре получил второй патент - на блокирующую систему для катающихся механических игрушек.
В мае 1858 года 26 летний Штайнер женился на молодой швее Марии Анне Лорент, и они вместе продолжали развивать свой небольшой бизнес. Дела быстро пошли в гору, так как это были времена экономического бума во Франции, что позволило получить выгодные кредиты и найти финансирование.
В 1862 году Штанер с супругой переехали в дом 25 на rue de Saintonge. Там на втором этаже у них была светлая, большая мастерская. Хотя условия позволяли открыть при мастерской небольшую лавку, Жюль Николос отдавал свою продукцию другим продавцам, то есть работал как оптовик. Он не хотел тратить свое время на продажи, хотя если бы занимался этим сам, напрямую, выручил бы гораздо больше.
Жюль Николас продолжал работать над усовершенствованием механических кукол-Bebe, и вскоре получил патент на выпуск говорящих кукол-автоматов. Его первая механическая кукла была продана в 1863 году, и получила название Gigoteur (c дергающимися ногами). У первых кукол не было штампов изготовителя, но их до сих пор легко можно узнать по необычайно нежному красивому лицу и по двум рядам зубов (обычно кукол делали только с верхними зубами). Новые образцы кукол Штайнер также отправлял напрямую дистрибьюторам.
В 1862 году его небольшая фабрика стала называться Мануфактурой говорящих кукол и механических Bebe, а его фарфоровые красавицы с вертящимися головами и руками стали пользоваться необычайным успехом, несмотря на то, что в те годы в Париже было очень много магазинов, продававших кукол и кукольные аксессуары, и выдержать конкуренцию было трудно. Взыскательные покупатели высоко ценили красоту и техническое совершенство кукол Штайнера.
Он заказывал модели отливок лучшим французским художникам, а изготовление фарфоровых голов - фабрикантам, которые славились высоким качеством своей продукции. Среди них был Евгений Барруа (Eugene Constant Barrois), впоследствии ставший его близким другом.
Успех позволил Штайнеру приобрести в собственность отдельный дом с двором и садом (60, Rue rue d Avron). Хотя друзья уговаривали его делать кукол больше, проще и, соответственно, дешевле, что позволило бы, пользуясь уже "раскрученным" именем, увеличить доходы, Жюль Николас по-прежнему выпускал только дорогих и сложных. Он был гений механики, который и не мог отказаться от своих выдумок, идей и желания воплотить все это в жизнь. Причем, его многочисленные проекты касались не только кукол. Так, в 1868 году Штайнер зарегистрировал патент на волшебный ящик (Magic box), в 1869 году работал над конструкцией велосипедов, а в 1870-ом получил необычный патент: на туалет без запаха с автоматическим клапаном (кстати, эти принципы легли в основу современных туалетов на авиалайнерах).
Но главным его интересом по-прежнему оставались куклы. До начала Франко-прусской войны 1870-1871годов Штайнер сделал три типа самых знаменитых своих кукол: механическую куклу Bebe Gigoteur, которая двигала ногами, руками и головой: танцующую куклу и куклу с мягким каучуковым телом, у которой сгибались конечности.
Война принесла немало трудностей для Жюля Николаса, как, впрочем, и для других фабрикантов, когда Париж оказался в осаде и люди умирали от голода. А в конце войны его личная жизнь завертелась в вихре сложных и противоречивых событий. Он развелся с женой, и остался один (детей у них не было). Но вскоре после этого у Штайнера появился тайный ребенок. 24 ноября 1873 года неизвестная женщина родила мальчика, и сразу после родов скончалась. Жюль Николас Штайнер усыновил младенца, практически отошел от дел и занялся исключительно воспитанием малыша. Одни считают, что мальчик был его родным незаконнорожденным сыном, другие уверены, что таким образом он хотел выполнить клятву, данную в детстве.
Он передал фирму преемникам на выгодных условиях, с одним требованием: чтобы они сохранили название компании Steiner. Штайнер скончался в 1902 году. А основанная им компания, сменив несколько владельцев, просуществовала до 1908 года.
На снимке: кукла Bebe Gigoteur, фирма Штайнер, 1870 год Из частной коллекции (Москва). Фото - Григорий Талалай Остальные фото - из архива автора.