Мечта многих коллекционеров кукол - итальянские куклы Ленчи (LENCI), созданные во времена основателей компании - Елены (Elena Konig Scavini) и Энрико Савиньи (Enrico Scavini) между первой и второй мировыми войнами.
Елена родилась в Турине в 1886 году в семье немецкого профессора. С 1906 по 1908 училась в Германии, а по возвращении в родительский дом вышла замуж. Ее муж Энрико 1888 года рождения, - молодой итальянец, из простой семьи. В время первой мировой войны он был призван в армию, и молодые бедствовали. Чтобы свести концы с концами, Елена вместе с братом сделала несколько кукол из войлока - причем, занималась этим у себя дома, на кухне. Первые куклы назывались Lencia (маленькие Ленчи) и были одеты в белые и красные войлочные платья.
Вернувшийся из армии Энрико, несмотря на молодость и отсутствие опыта, активно взялся за продвижение дела своей жены. В 1919 году он официально зарегистровал фирму LENCI в Турине и получил патент на изготовление пресса для войлочных кукольных голов. Фирма специализировалась на изготовлении характерных кукол из прессованного войлока, с расписанными масляной краской лицами.
Рекламируя свое новое детище, Елена и Энрико "расшифровали" название компании акростихом "Ludus Est Nobis Constanter Industria" (Игра - работа для нас). В 1922 году LENCI как торговая марка была зарегистрирована в Италии и Великобритании.
Ее куклы имели необычайный успех не только потому, что использовался новый по тем временам материал. Куклы-дети, образы которых привлекали мадам Савиньи, были совершенно не похожи на улыбчивых пай-мальчиков, красивых и послушных девочек. У них были обиженные лица, грустные или сердитые взгляды исподлобья, надутые щеки или возмущенные гримасы. Современники называли их "мимолетными моментами детства".
"Я просто наблюдала за детьми, когда они играли, - объясняла Елена. - Столько напряжения, столько эмоций, расстройств, страхов, радости, - и все меняется ежесекундно! Детство вовсе не является безмятежной, "розовой" и комфортной порой, как придумывали взрослые. Очень непросто начинать осознать себя в этом мире, сосредотачиваться на собственных мыслях, которые еще не можешь выразить:
Однако детство - очень открытое и, несмотря ни на что, радостное время. Поэтому я хочу одевать своих кукол - даже обиженных и грустных - в яркие, радостные цвета".
Даже коробки для упаковки были особенные: цветные, с изображениями деревьев, домов и пейзажами на белом фоне: Рисунок для них был создан художником Gigi Chessa по специальному заказу компании Lenci.
Кстати, Елена Савиньи сотрудничала со многими прекрасными мастерами. Такими, как Marcello Dudovich (хорошо известны его рекламные плакаты в стиле арт деко), художник Gigi Chessa, скульптор Mario Sturani (некоторые из кукол Lenci первоначально появились в виде фарфоровой статуэтки этого автора), керамист Sandro Vacchetti, и другие.
Иногда Lenci выпускала кукол в единcтвенном или всего в нескольких экземплярах - причем, прообразами некоторых служили реальные персонажи (артисты, модельеры и художники), другие изображали самураев или азиатов, третьи - ковбоев или джентльменов.
Выставки итальянской компании Ленчи произвели фурор в Цюрихе и Париже, а в Италии к ним даже проявлял интерес диктатор Муссолини. Однако фирме вскоре пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Поскольку куклы из войлока были недорогими, за их производство с энтузиазмом стали браться конкуренты из Германии, Франции, и Англии. В 1929 году компания пережила первый серьезный кризис, выйти из которого помогло расширение производства: Ленчи стали выпускать керамику, которая пользовалась огромным успехом: изящные статуэтки в стиле арт-деко и сегодня стоят немалых денег. Однако то время Ленчи имела уже довольно большой штат рабочих - более 600 человек, бизнес требовал все новых и новых вложений, появились долги, поэтому супруги Савиньи решили привлечь новых партнеров, которые очень энергично взялись за дело.
Уже с 1938 году эти новые партнеры стали единственными владельцами фирмы Ленчи, а мадам Савиньи до декабря 1940 года работала у них в качестве художественного руководителя. Последнее ее создание относится к 1939 году - это стирающаяся кукла-младенец под названием "Gioia" (Радость). Его тело и костюм были сделаны из войлока, покрытого тонкой тканью с целлюлозой.
Когда перед началом новой войны мадам сказала своему детищу "Прощай", куклы Ленчи стали выходить с новым фирменным знаком на бирках "ARS LENCI", и они были совсем не такими, как прежде. В годы второй мировой войны завод простаивал, а на складах, лишь частично уцелевших после бомбежек, пылились ящики с частями кукольных тел, заготовками для костюмов и головами:
В конце 1940-х компания Ars Lenci поставила новое оборудование для изготовления одежды для старых неодетых кукол, которые еще оставались на складе, одели их в и упаковали для продажи. Новые коробки уже ничем не напоминали прежние - веселые и яркие, с пейзажами и солнечными лучами. Они были абсолютно "голые", и сверху было напечатано только одно слово - "LENCI".
К концу 1950-х кто-то попытался повторить "стирающуюся" куклу и начал производить модель Pupo из толстого целлулоида, даже поставили надпись "Lenci" на животе. Но на самом деле эта кукла не имела ничего общего с последней моделью Елены Савиньи: ее малыш на самом деле никогда не был абсолютно водонепроницаемым.
Дела у новой компании шли неважно: в 1965 году основной офис был продан, завод перепрофилировался, а производство кукол из ткани было возобновлено только в 1970-х. Однако повторить успех первых владельцев уже никому не удавалось, и в 2002 году Lenci прекратила свое существование.