Они имеют "высокое" происхождение: история восковых кукол началась еще в средние века, когда воск использовался в Европе для изготовления церковных фигур святых. К концу XVШ столетия в Европе родилось новое повальное увлечение - восковые фигуры знаменитостей. Тогда же появились и "светские" восковые куклы, которые получили довольно широкое распространение в 1820-х годах сначала в Англии, а затем во Франции и Германии. Стеклянные глаза у ранних кукол были без зрачков, а ладони имели, как правило, только три пальца.
С 1840 до 1845 годы в моду вошли восковые куклы со сделанной из воска высокой прической "валиком" или в шляпах в стиле мадам Помпадур (из-за сходства этих кукольных голов с тыквой их так и прозвали - "тыквенные головы"). У них по-прежнему не было зрачков, а тело набивали опилками.
Кукла pumpkin doll
Одним из знаменитых мастеров, с конца XVШ века создававших кукол из литого воска, был Доменико Пьеротти (Domenico Pierotti) - итальянец, женатый на англичанке. Со временем семейный бизнес продолжили его сыновья Генри и Джованни. Последний Пьеротти - Шарль - известен тем, что в 1901 году изготовил фигуру короля Эдварда VII.
Несмотря на популярность Доменико, его затмила дама - Августа Монтанари (Augusta Montanari) - жена скульптора по воску, открывшая своей бизнес в 1818 году. Широкая публика впервые увидела ее работы на Международной выставке в Хрустальном дворце лондонского Гайд-Парка в 1851 году, где она получила золотую медаль и заставила говорить о себе. Ее куклы обоих полов и разных возрастов были характерными: такого никто никогда не видел. Кроме того, мадам Монтанари представила небольших портретных кукол, представлявших королеву Викторию и ее детей, чем заслужила высочайшее покровительство.
Кукла Pierotti
Восковые куклы изготавливались из толстого воска, без укрепления на основе из папье-маше или другого материала. Голову лепили из глины, а затем отливали форму и заливали ее воском. Изготовители экспериментировали или со слоями воска, хотя толщина покрытия в конечном итоге не превышала трех миллиметров. Ранние куклы не носили париков: каждый волосок "вживлялся" непосредственно в воск с помощью горячей иглы. Головы и плечи были едиными, а тела, сделанные из кожи или ткани, набивались опилками или шерстяным волокном. У самых ранних кукол - фиолетово-синие стеклянные глаза (комплимент голубоглазой Королеве Виктории, вступивший на престол в 1837 году), у более поздних - серые или светло-голубые, с черными зрачками. Монтанари обычно писала название своей компании чернилами на тряпичной части кукольного тела. Большая часть этих записей, конечно, стерлась и утрачена, но некоторые дошли до наших дней.
Во второй половине XIX века восковых кукол производили такие английские мануфактуры, как Herbert John Edwards, Charles Marsh, Lucy Peck (здесь впервые выпустили восковых кукол с закрывающимися глазами), и многие другие.
Работы мадам Mонтанари, демонстрировавшиеся на Парижской выставке 1855 года, получили благожелательные отзывы, и некоторые французские кукольные мастерские стали тоже изготавливать подобных кукол, хотя это было довольно опасным делом. Литье воска при высоких температурах часто сопровождалось ожогами, а свинцовые краски, которые использовались для окрашивания, пагубно сказывались на здоровье. Однако спрос был большой, эти куклы продавались дорого, и многие мастера шли на риск, чтобы прокормить семью.
В 1860 году небольшая кукольная фабрика в Лондоне Bazzoni впервые выпустила механических восковых кукол с голосовым механизмом, встроенном в деревянное тело. Популярными объектами для кукольников были царствующие особы: например, в одной из частных коллекций хранится кукла-леди сиреневом платье - принцесса Уэльсская Александра, супруга Эдварда VII. Работа не маркирована, но эксперты утверждают, что это Montanari или, возможно, Lucy Peck.
Восковых кукол мастерили даже на дому. В 1856 году Godey's Lady's Book снабдил своих читательниц детальной инструкцией, как можно изготовить их самостоятельно. Несмотря на то, что восковые лица получилась "как живые", а материал привлекал своей теплотой и мерцанием, в прессе разгорелась полемика: многие считали, что чрезмерная реалистичность этих кукол лишает детей необходимости включать собственное воображение.
Между тем, именно благодаря мадам Монтанари, восковые куклы стали игровыми: в середине 19 века их охотно покупали для своих детей состоятельные родители. Кстати, именно этот тип кукол упоминается в романе мадам Сегюр - признанной родоначальницы французской детской литературы, по происхождению русской графини Ростопчиной. Судя по ее описанию, восковые куклы одновременно были похожи и на девочку, и на леди. Даже гардероб включал как детскую, так и взрослую одежду.
В одном из сюжетов романа Сегюр восковая кукла пострадала из-за неосторожного обращения с ней капризной и взбалмошной девочки Софи, которая укладывала ее на солнце, и воск начинал таять; пыталась мыть лицо, стирая краску, и в конце концов посадила куклу на дерево, а когда та упала и разбилась, Софи пригласила на ее похороны своих друзей.
Французские восковые куклы и в самом деле были довольно хрупкие, так как основой для воска служила голова из папье-маше. Эти головы поставлялись из Германии, а с воском работали уже во Франции. Прически у этих кукол чаще всего были гладкие, смоделированы из того же материала, что и голова. Здесь же кожаные тела набивались и тщательно одевались в соответствии с последними парижскими модами. Почти все ранние французские производители начинали с выпуска восковых кукол, и только потом переходили на более прочный и удобный в производстве неглазурованный фарфор.
В Германии восковые куклы были тоже очень популярны: по количеству они даже опережали Англию и Францию. Немецкие фабриканты использовали два метода: во-первых, беззастенчиво копировали англичан, а во-вторых, делали кукол высокого качества по своим моделям, накладывая воск на формы из композита. Эти куклы носили мохеровые парики и впервые "показали" зубки. Немецкие фабриканты старались расширить ассортимент (например, специально для рождественских продаж выпускались восковые куколки небольшого размера, которых вешали на елку) и активно экспортировали свою продукцию по всему миру.
Самым знаменитым немецким производителем восковых кукол был Heinrich Stier, работавший в период с 1851 по 1890 годы. Ему принадлежит патент на покрытие воском голов из папье-маше, а также заслуга в создании так называемых Staatsdame (кукол-леди из высшего общества) с утонченными лицами, в элегантных нарядах.
Одна из самых знамениты восковых кукол - кукла-ребенок "Принцесса Дэйси" хранится в Лондонском музее детства. У нее есть большой сундук с приданым - одежда, постельные принадлежности, украшения и даже крохотные столовые приборы. История этой куклы началась в 1894 году, когда одна сердобольная дама по фамилии Твисс (Twiss) решила собрать деньги для голландских сирот. Она купила восковую куклу в Лондоне, заказала ремесленникам красивые и дорогие вещицы для ее приданого, и в 1895 г. выставила на международной выставке в Амстердаме. Чтобы посмотреть на диковинку, публика платила немалые деньги, и "Принцесса Дэйси" стала очень популярной. После выставки ее выкупили английские сестры милосердия и устроили лотерею, в которой эта кукла стала главным призом. Лотерейные билеты были успешно проданы, но за призом никто не приехал. Тогда куклу вручили двухлетней Принцессе Мэри, дочери будущего короля Джорджа V, которая через много лет подарила ее Лондонскому музею детства.
Кукла Принцесса Дейзи
Сегодня старинные восковые куклы, ни одна из которых не повторяется, украшают многие частные кукольные коллекции и музеи. Несмотря на то, что найти их не очень просто, интерес к ним с каждым годом растет.