Как говорила модистка французской королевы Марии Антуанетты, "новое - это хорошо забытое старое". Еще в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали небольшие глиняные раскрашенные фигурки. Однако считается, что "модные куклы" (Fashion dolls) впервые появились во Франции. Они служили для демонстрации новейших направлений моды: их наряды тщательно воспроизводили фасоны и мельчайшие детали одежды, долгое время с успехом заменяя появившиеся гораздо позже глянцевые журналы мод.
Модная кукла производства фирмы Jumeau, Франция
Еще в XIV веке английская королева регулярно отправляла в Париж за такими куклами своих послов. В 1396 году придворный портной французского короля Чарльза VI Роберт де Варенс написал расписку о получении 450 франков за пошив гардероба для модной куклы, которая была подарком королевы Баварии - английской королеве. По тем временам сумма весьма значительная, что позволяет предположить, что куклу изготовили в натуральную величину, по размерам самой английской королевы.
В 1496 году властительница Бретани Анна приказала одеть куклу для испанской королевы Изабеллы Католической, известной своим суровым нравом (именно она ввела в Испании инквизицию). Угодить ее вкусам оказалось непросто: первый наряд Изабелла решительно отвергла, и тогда Анна послала ей вторично одетую куклу.
Когда король Франции Генрих IV женился на итальянке Марии Медичи, он послал ей несколько модных кукол в роскошных платьях, желая поразить невесту красотой и изысканностью жизни французского двора.
Самые первые модные куклы служили аристократическим забавам, поэтому они намного лучше и богаче одеты, чем обычные игровые куклы того же времени. Но вскоре не только в домах у великосветских дам в появилась пара модных кукол. Они получили название Большая и Маленькая Пандора - в честь мифологической красавицы, неосторожно открывшей сундук с несчастьями, которые, как известно, разлетелись по всему свету. В данном случае подразумевалось, что парижские Пандоры открыли сундуки с нарядами, а несчастья, как в сказке, превратились в красоту, радующую глаз: в пышные кружевные юбки, блестящие атласные ленты и бархатные раструбы платьев. Эти куклы и их наряды разлетелись по свету, добравшись даже до далекого Петербурге (Большая Пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, хранится сейчас в Гатчинском дворце: на ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн - придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты).
Большая Пандора демонстрировала роскошные придворные наряды (позже - одежду на выход), а Маленькая - уютные домашние платья. Обе были ненасытными модницами: для них специально заказывали шляпы, платья, чулки, ботинки, делали прически и украшения.
То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли. Французские дома мод посылали таких кукол в Англию, Германию, Испанию, Италию. Иногда - лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически.
Так, на ежегодной двухнедельной ярмарке della Sensa, проходившей на площади Сан Марко в Венеции вплоть до конца XVIII века, французские куклы демонстрировали парижские моды, и в течение последующих двенадцати месяцев местные портные старательно копировали и увеличивали модели, которые считались эталоном безупречного вкуса и стиля, с нетерпением ожидая следующих маленьких посланниц из французской столицы.
Золотой век модных кукол - восемнадцатое столетие, когда путешествия по Европе стали более свободными, возникали и процветали многочисленные маленькие европейские дворы, где дамы живо интересовались модными новинками.
Франсуа Буше Утренний кофе, 1739 (Лувр, Франция)
Модная французская торговля не прекращалась даже во время войны за Испанское наследство в начале XVIII века, хотя Англия и Франция тогда были противниками, и логично было бы ожидать, что это станет препятствием для подобных "легкомысленных" обменов. В 1704 году, в самый разгар войны, один из французских генералов писал: "Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный "зеленый коридор" для провоза кукол-манекенщиц. Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности".
После войны французский посол в Лондоне господин Дюбуа заказал парижской белошвейке мадмуазель Филон большую куклу с последними моделями нарядов для лондонских дам. В письме он заметил, что англичане живо интересуются даже тем, что нынче носят под юбками, и просил также выслать образцы нижней одежды.
Вслед за Пандорами модные куклы завоевывали все больший рынок. Известные модистки дарили таких кукол своим клиенткам и присылали для них наряды, надеясь получить выгодный заказ. Часто кукол делали в натуральную величину, чтобы клиенты могли не только копировать одежду, но и легко примерить ее на себе.
Немногие оставляли память о своих произведениях, но среди этих описаний сохранились записки модистки королевы Марии Антуанетты. Например, о кукле, отправленной в качестве новогоднего подарка дочери одной из придворных дам: "Это была большая кукла с пружинами, хорошо сделанными ногами и очень хорошим париком. На ней надета прекрасная льняная женская сорочка, шелковые чулки и длинный корсет на косточках. Бальное платье из газа, парчи, муслина и кружев".
Кстати, Французская Революция, казнившая королеву, не положила конец благосостоянию ее знаменитой модистки: некоторое время она вела бизнес в Лондоне и обшивала богатых француженок-эмигрантов, бежавших от революционного террора, выполняла заказы царствующих дворов Европы, в том числе и русского.
Революция не слишком затронула и судьбу французских модных кукол - скорее, благоприятно повлияла на нее. Многие французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния, отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То, что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных вручную предметов одежды для модных кукол, которых к тому времени было достаточно много в Англии. А в 18 веке они начали пересекать Атлантику, чтобы популяризировать "английскую моду" в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в Нью-йоркских и Бостонских газетах того времени. Модные французские куклы открыли Америку, и теперь хранятся в богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища.
В XIX веке модных кукол изготавливались фирмами Jumeau, Gaultier, Bru и другими - с головами из неглазированного фарфора,с деревянными или кожаными (из кожи козлят) телами.
Французская модная кукла
В начале XX века французские модные куклы "отправились на покой" и окончательно поселились в коллекциях и музеях, когда им на смену пришли многочисленные журналы мод, бумажные куклы и живые манекенщицы.