>> Назад к разделу:
СТАТЬИ О КУКЛАХ >>
Эти необычные вращающиеся музыкальные куклы устроены очень просто. На деревянной палочке (или выточенной из слоновой кости) крепилось что-то вроде небольшой музыкальной шкатулки, а сверху - изящная фарфоровая головка. Пышная и свободная одежда, ниспадающая с плеч, закрывала "шкатулку", и когда палочку раскручивали в руках, начинала звучать приятная музыка. При этом кукольный костюм весело развевался, словно кукла кружилась в танце. Костюм был очень богато декорирован: дорогой шелк с золотой тесьмой, кружева, ленты, а на кончиках воротника часто пришивали помпоны или крохотные колокольчики. Неизменным атрибутом Marotte был шутовской колпак.
Marotte впервые появились во Франции в середине 19 века, когда вообще было модно играть - с фортуной, в азартные игры, а дамы находили разнообразные изящные способы заигрывать с мужчинами. Чтобы как будто случайно привлечь их внимание на балах, они рассеянно покручивали в руках куколку, издававшую негромкую мелодию.
В 1850-1870 годы эти игрушки назывались на французский манер - Marotte, что в переводе буквально означает шутовской жезл, увенчанный гротескной фигуркой или болванка для шляпы. Среди наиболее известных производителей Marotte во Франции были Fernand Gaultier, Malet-Noret, Marie. Некоторые французские фирмы заменяли головку на фигурку танцующей девочки.
Позже инициативу подхватили в Германии - там эти куклы выпускали такие фирмы, как Armand Marseille, Philipp Samhammer, Gottlib Zinner & Sohne of Schalkau и др. Кстати, многие из них шли на экспорт во Францию. Marotte еще называли Сумасшедшая кукла ("poupee folie"), "Безрассудная голова" (Folly Head) "Вращающаяся музыкальная кукла" (Whirling Musical Doll) или в Германии- "флюгер" (Schwenker).
Головки для Marotte чаще всего изготавливались из неглазурованного фарфора, но позже появились также и целлулоидные (такие стоили гораздо дешевле). Постепенно из дамских забав эти куклы превратились в игрушки для маленьких и перекочевали в детские комнаты.
Ильмира Степанова, Петербург 2024