|
>> Назад к разделу: Кукольная Мода >>
Изящные модные куклы с фарфоровыми головками и плечами, с деревянными телами на шарнирах или кожаными, внутри плотно набитыми опилками, - были не игрушками, а своего рода роскошными миниатюрными манекенами, маленькими идеальными дамами. Чтобы получить представление о моде и женском гардеробе времен Второй Империи, достаточно открыть кукольный сундук с его богатым ассортиментом одежд и аксессуаров. Платья, как и положено даме-аристократке, на все случаи жизни: для прогулок, балов, визитов, путешествий, свадебные и даже траурные; огромное разнообразие нижнего белья, изящных аксессуаров: веера и зонтики, сумочки и украшения, шляпки и заколки, ботиночки и носовые платки. Это было время, когда шитье еще не стало полностью машинным, в торговле царили не огромные универмаги, а маленькие бутики и лавочки, где от личности владельца , его вкуса и пристрастий зависело многое. Поэтому так могло случиться, что в 1850-х годах две женщины не только превратили модных кукол в дорогую роскошную забаву для аристократии, но и начали одевать их в такую одежду, которая повлияла затем и на детскую моду: Аделаида Урэ и Симона Ромер. Мадмуазель Урэ, выпускавшая небольшими партиями очень красивых качественных модных кукол, огромное внимание уделяла их нарядам. Философская концепция кукольного костюма для нее была даже более важна, чем его разнообразие и качество. Она считала, что кукольный костюм должен воспитывать девочек из благородных семей, прививая им вкус и умение одеваться. Поскольку сама Урэ шить не умела, она заказывала платья знаменитой кукольной модистке мадмуазель Луизе Бэро. Уроженка Парижа, в ранней юности Луиза работала в парфюмерной лавке своего отца, но продолжать семейное дело не захотела, так как больше интересовалась миром моды. Однажды ее познакомили с Аделаидой Урэ, которая в то время как раз готовилась к международной парижской выставке 1855 года. Луиза создала для ее новых моделей несколько платьев, и это стало началом невероятной карьеры мадмуазель Бэро. Ей было тогда немногим более 20 лет, но мастерство юной модистки, ее безупречный вкус и талант покорили мадам Урэ, которая предложила Луизе стать главным модельером ее дома. В 1862 году Бэро выставила свои кукольные костюмы на выставке в Лондоне, получила приз и восторженные отклики прессы. Заслуга знаменитой модистки в том, что именно она практически и создала детскую моду. Следуя кукольным костюмам, которые она придумывала, постепенно менялась одежда девочек. Стал больше цениться изящный простой и лаконичный крой, скромность отделки и чистота линий, что требовало больше вкуса и выдумки, чем тяжеловесные наряды, похожие на перегруженные украшениями торты.
Мадмуазель Бэро использовала в основном однотонные ткани - как нежных сдержанных тонов, так и окрашенные новыми по тем временам анилиновыми красителями - ярко-фиолетовые, цвета лаванды, холодно-голубые. Отделка - сутаж, узкая черная лента, платья украшались не обилием рюшечек и бантиков, а изящной отделкой краев, ассиметричными деталями, декоратичными пуговками, или тонкой белой вышивкой, неожиданными комбинациями цвета. Например, часто встречались такие сочетания: зеленый и голубой, темно-серый и черный, коричневый и черный, коричневый и розовый. Серый и бежевый, розовый и черный, голубой и черный. Вообще черный цвет в небольших количествах часто комбинировался с самыми разными оттенками.
Платье чаще всего было собранным в талии, с пышными короткими рукавами, часто имели жакеты поверх блузы - как короткие, так и длинные. Чаще всего кукольные наряды делались на подкладке из тонкого газа или слегка подкрахмаленной марли. Для застежек использовались только крохотные крючки, иногда - маленькие пуговицы.
После 8 лет работы с мадмуазель Урэ луиза Бэро открыла свой небольшой магазин, который существовал на протяжении почти 20 лет. С 1855 по 1878 годы она ежегодно участвовала в Международных выставках и получала первые призы за свои работы. Года три назад в Парижском музее моды GALLIERA прошла выставка, посвященная моде времен Французской Второй Империи. Она стала настоящей сенсацией, так как, во-первых, в такой полноте стиль этого времени никогда раньше в музеях не представлялся, а во-вторых, это было необычайно красивый и эффектный выставочный проект. Одна из витрин выставки была посвящена модным куклам, и практически все платья в ней - от мадмуазуль Бэро. Эти три платья - как раз с той самой выставки.
Объективности ради надо заметить, что для воплощения своих идей она имела в своем распоряжении прекрасные ткани класса люкс самых благородных цветов, прекрасной фактуры и необычайного качества - шелк, тафта, тонкая шерсть, кашемир, вельвет, пикейные белые ткани. Своего рода революцию в кукольном модном мире совершила владелица магазина A LA POUPEE DE NUREMBERG Мадам Лаваль, которая сама выбирала кукол для своей лавки, отдавая предпочтения не только лучшим производителям, но и самым изысканным, на ее взгляд, отливкам. Они получали наклейку магазина мадам Лаваль, а также большие сундуки с приданым. Одежду для наполнения этих сундуков владелица лавки заказывала лучшим парижским модисткам. В 1862 году на французском рынке появилась ее знаменитая кукла Лили высотой 45 см. Кстати, она взяла за основу высказывание мадам Урэ о том, что идеальная высота модной куклы - 45 см, и придумала свой новый по тем временам маркетинговый ход. Можно сказать, она создала первую Барби. В сотрудничестве с журналом LA POUPEE MODELE мадам Лаваль начала публиковать выкройки для этой куклы. Они появлялись в журнале в течение всего 1863 года, и были весьма популярны. Разумеется, кукол Лили раскупали, и хозяйка магазина, не меняя пропорции и размеры тел, заказывала кукольные головы разным производителям - Barrois, Jumeau, Bru.
Самые дорогие Лили имели деревянное тело, немного более дешевые - с кожаными телами. К сожалению, выпускались они недолго, всего три года. Но Лили сделала невероятно популярным парижский журнал кукольной моды LA POUPEE MODELE, выходивший с тех пор в Париже более шестидесяти лет - с 1863 по 1924 годы.
Ильмира Степанова, проект "Антикварные куклы"
Ильмира Степанова, Петербург 2024 |
|||||||
|