|
>> Назад к разделу: СТАТЬИ О КУКЛАХ >>
Гроднер Таль - это богатый лесом Южный Тироль, где в начале XX века мастера по дереву делали удивительных деревянных кукол. Их легко можно узнать по прическе Tuck Comb (вырезанный в дереве высокий узел волос с гребнем на макушке). Такое же название носит и этот тип кукол. В их тоненьких телах не было никаких шариков-шарниров, но руки и ноги могли сгибаться с помощью специально заточенных колышков. Руки имели тонкие запястья, а ладони вытачивались с необычайным мастерством. Гроднер Таль часто менял свое "гражданство": этот район был и австрийским, и немецким, а сейчас он примыкает к северной границе Италии. В 18 веке здесь в основном вырезали рамы для икон, затем изготавливали религиозные фигурки для католических храмов, а чуть позже начали делать кукол и игрушки, используя для этой цели, между прочим, сибирскую сосну, которая в изобилии росла в местных лесах. Тогда это была Австрия, довольно изолированная от "большого" мира, затерявшаяся среди лесистых холмов. Работы по дереву делали небольшие артели, и за их продукцией приезжали торговцы, чтобы продавать потом по всему миру. Ранние деревянные куклы представляли из себя фигурки изящных маленьких дам, очень детально вырезанные из цельного куска дерева, с длинной шеей и тоненькими руками и ногами, с тончайшей росписью лица и завитками волос на лбу. Они носили платья с завышенной талией и со слегка пышными рукавами, по моде наполеоновского времени, которая требовала довольно простого силуэта, классический элегантности и сдержанности. Именно такие куклы населяли детские покои маленькой принцессы Виктории - будущей английской королевы, правившей на троне более 60 лет. До 14 лет она играла в куклы, всего у нее было 132 деревянных фигурок высотой от 8 до 26 см. Эта коллекция знаменита еще и тем, что маленькая принцесса собственноручно шила им одежду с помощью своей старой гувернантки, все куклы имели имена (справа - картинка с портретом принцессы Виктории в детстве, а слева - одна из ее кукол по имени мадмуазель Proche. Ниже на розовом фоне - 4 экземпляра из ее коллекции).
Им суждено было стать последними высококачественными европейскими куклами. По мере расширения производства и увеличения масштабов продаж деревянные куклы стремительно быстро упрощались, а качество - деградировало. Более поздние деревянные фигурки больше не напоминали изысканных дам, их тела стали скорее похожи по форме на кегли с плоской спиной. Руки превратились в прямые палочки без выточенных ладошек, а головы, хотя отдаленно и напоминала старых Grodner Tall, стали просто круглыми, без прически и прорисованных локонов. В 1830-е годы впервые для производства кукол используется фарфор, и новые куклы вскоре совсем затмили деревянных.
Ильмира Степанова, Петербург 2024 |
|||||||
|