В 1870-х Халопо сотрудничал с вдовой известного производителя кукольных голов Барруа. Она была уже тогда в преклонном возрасте, и вскоре продала свой бизнес Халопо.
Тот еще некоторое время работал под вывеской фирмы Барруа, но потом решил вести свой собственный бизнес, и пригласил известного скульптора для создания новой модели Бебе. Головы были отлиты по специальному заказу на лучших фарфоровых фабриках Франции из прессованного фарфора, а расписывал их художник Barnard, специализировавшийся на росписи по фарфору и слывший непревзойденным мастером своего дела.
Эти куклы всегда с закрытым ртом, с голубыми или карими стеклянными
неподвижными глазами, их отличает очень тонкая роспись и высочайшее качество фарфора. Тела - на шарнирах, но руки взапястьях всегда прямые. Размеры - 40 см, 58 см и 67,5 см.
Некоторые модели меньшего размера обозначались цифрами 3/0. Штамп на затылке - "H". Кстати, не путать с продукцией Fleischmann & Blodel, которые ставили на некоторых своих бебе такой же штамп. Впрочем, визуально отличить их не трудно: Халапо выглядят совсем иначе...
Первоначально фирма Халапо располагалась на rue St.Martin в доме 192. Сегодня этого дома не сохранилось: снесли при расширении проезжей части улицы. Здесь компания просуществовала около 10 лет.
Несмотря на высочайший уровень отливки и модели, производство Халапо никогда не было большим и вскоре он объявил себя банкротом... Затем попытался зарегистрировать новую фирму, и в 1892 году переехал в дом 20 Пассажа Мольера (это в двух шагах от ул. Сан-Мартан, буквально минут пять пешком), где еще продолжал выпускать своих чудесных бебе, но в 1899 году компания окончательно закрылась, а Халапо скончался в нищете.
Где справедлиаость в этом мире? Сегодня его куклы стоят по 60-70 тыс евро, да еще пойди-найди...
Лавка Халапо в пассаже Мольера была весьма скромной. Сейчас ее занимает выкрашенный в ярко-розовый цвет магазинчик "Восточный экспресс", торгующий разными восточными сувенирными поделками.
Старый официант из маленького кафе напротив рассказал мне, что с этой лавкой в доме 20 - какая-то загадочная история. Во-первых, владельцы не задерживаются тут более 2-3 лет. Во-вторых, они почему-то, не сговариваясь, всегда перекрашивают деревянный фасад в какой-то необычайно яркий цвет. До розового был небесно-синий. А если я приду сюда через полгода, наверняка никакого Восточного Экспресса уже не будет, а на его месте откроется что-то совсем другое. Кстати, рядом с лавкой в доме 20, в доме 22 - ну совсем странный магазинчик. Тут продают... слепки рук и ног из белого гипса...
Запись ?4, Phalibois: Под колпаком у Сказки
На этой тихой улочке много лет подряд находилась маленькая фабрика-мастерская и магазин фирмы, выпускавшей весьма необычные автоматы, - PHALIBOIS. Хотя сегодня она известна меньше, чем, например, Ламберт или Виши, в свое время компания считалась одной из лучших в Париже.
Сейчас в этом ничем особо не примечательном здании на rue Charlot, 22 - магазин сумок. Только сохранившаяся затейливо-узорчатая дверь немного напоминает о сказке, которая некогда оживала в этих стенах.
Никакой памятной доски, лишь на соседнем здании - мраморная плита с надписью, что в этом доме три года жил генерал наполеоновских времен. Я ничего против генерала не имею, но почему-то немного обидно, что войны помнят лучше, чем истории мирного времени.
... Коренной парижанин Жан-Мари Фалибуа (Jean Marie Phalibois, 1835-1900) еще в 1860-х годах начинал как производитель часов, механических безделушек и картонных игр. В 1874 году на rue Charlot, 22 была зарегистрирована его фабрика - одна из старейших французских компаний по выпуску автоматов.
В регистрационных документах сам Фалибуа представлял себя как производителя "механических игр, панорам, морских картин с механическими элементами, сцен с обезьянками и птицами, музыкальных шткатулок".
В отличие от многих других фабрикантов, Фалибуа не закупал, а сам производил кукольные головы (часто - из папье-маше). Кроме того, выпускал не просто музыкальные автоматы, а целые сцены - пасторальные, фантазийные, с деревьями и пышными гирляндами роз, заключая все это великолепие под стеклянные колпаки. Некоторые колпаки до сегодняшнего дня не дожили, разбились...
Его странные обезьянки, одетые в расшитые золотом камзолы, дорогие костюмы и платья, были похожи на людей. Кстати, о платьях: Жан-Мари Палибос был женат на модистке, которая помогала мужу украшать и одевать кукол.
Их сын Henri Phalibois, руководивший фирмой с 1893 года, отказался от традиционных отцовских сюжетов с мартышками и поющими птицами. Его впечатляли большие и сложные автоматы, которые тогда начали делать его современники - такие, как Roullet & Decamps, Vichy и другие. Генри Фалибуа создал несколько автоматов даже крупнее, чем конкуренты.
При этом он специализировался на музыкальных автоматах-карикатурах, как тогда говорили. Например, выпустил серию с "характерными" головами фирмы Jumeau, а также делал собственные отливки. Одни из самых знаменитых - Гурман с кусочком торта в руке, танцующий человек на стуле, "насвистывающий" парижский Гаврош. Изображение уличного мальчишки появилось тогда и на фирменном бланке фирмы.
С 1901 года компания сосредоточилась исключительно на рекламных автоматах и больших анимированных фигурах для витрин, которые отличались сложной последовательность движений и даже меняли выражение лица. Генри Фалибуа называли "механическим скульптором". Сюжеты были весьма необычными для того времени: например, механическая сцена суда с выступающм на трибуне адвокатом или шутливая - "Новая женщина" (дама спит в постели, а ее муж нянчит двух детей).
Сын Генри Раймонд, принявший дело отца и деда в 1925 году, через четыре года продал весь склад, запас механизмов и инструментов фирме Roullet & Decamps, и занялся простой розничной торговлей. Так история дома Phalibois навсегда завершилась, словно спряталась в волшебную коробочку факира...
Запись ?5: Louis RENOU "ДЕВОЧКА С МЫШКОЙ"
В скромном доме номер 19 на rue de Montmorency в квартале Марэ, всего в двух шагах от нынешнего парижского музея кукол, находилась лавка и небольшая фабрика игрушек Луи Рено (Louis Marie Renau).
В юности Рено работал помощником своего старого дядюшки Пьера Вержье, еще с 1847 года владевшего компанией по выпуску игрушек Dehais & Laforest (rue Aumaire, 47). В 1898 году Вержье отошел от дел, Рено перерегистровал фирму на свое имя, переехал на rue de Montmorency и занялся производством автоматов, которые заметно отличались от продукции других фабрикантов.
Сейчас в этом здании - дешевая лавка китайских часов со странным названием MTS, а окна второго этажа, где жил Рено, закрыты старинными белыми занавесками с вышивкой. Во двор проникнуть не удалось, но где-то там располагались мастерские. Думаю, помещения сохранились до сих пор, но точно, увы, сказать не могу.
... Он начал свою карьеру уже на излете "золотого века автоматов", то есть гораздо позже многих известных и уже "раскрученных" к тому времени конкурентов - таких, как Vichy, Lambert, Roullet & Decamps и другие. Поэтому вынужден был найти свою нишу. Выход был только один: выпускать более дешевые автоматы - меньшего размера, несложные, с минимальным количеством движений, но более интересные и неожиданные.
У Рено было чувство юмора, а также талант настоящего выдумщика и фантазера, поэтому самые простые движения его автоматов превращались в забавную или смешную сценку.
Например,"Неустойчивая температура". На обочине стоит уличный термометр, возле которого остановился прохожий. Он подносит пенсне к лицу и начинает кивать в изумлении, так как температура на его глазах повышается. Одновременно его тело и шея вытягиваются, а когда показание столбика резко падает, он постепенно становится таким же маленьким, как и был. Сценку сопровождает музыка из музыкальной шкатулки-пьедестала. Кстати, эта редкость находится сейчас в частной коллекции в США.
Один из известных автоматов Рено - "Девочка с мышкой" (1900 год): кукла играет с запертой в ловушке мышкой, отпускает ее, а потом снова загоняет в клетку...
Или вот "Горничная": когда она вытирает пыль на картине, брови портрета вдруг ползут веерх, рот открывается, а кукла в страхе поднимает руки... Слушательница граммофона (автомат "Граммофон") пугается, когда из трубы выпрыгивает дьяволенок^ а фокусница в ужасе закрывает ладошками глаза, когда из коробки выпрыгивает странная голова. Между прочим, автоматы Рено вообще часто наделены такими эмоциями, как страх, удивление и даже ужас.
Хотя иногда его куклы были проще, чем у конкурентов, зато сценки - часто более разнообразными и уникальными. Такие, как автомат "Фотограф" (1890 г.), когда кукла фотографирует... куклу, а потом вынимает из фотоаппатата готовый отпечаток (кстати, он был использован для иллюстрации серьезной книги по истории фотографии The History of Photography as seen through the Spira Collection); танцующий карлик странными смешными движениями ("Скрипач и Карлик"); "Сеанс электротерапии" (1890 год) с прекрасной докторшей и маленькой больной старушкой.
Один из самых сложных автоматов Рено - кукла Жюмо с театром марионеток, которая показывала спектакль в своем маленьком игрушечном театре.
Очаровательно-шутливое оформление простых механических движений изящных игрушек Рено радовало не только детей, но и взрослых.
Кстати, сам Луи писал
в 1905 году:
"Когда ребенок получает автомат в качестве подарка, на самом деле вещь ему не отдают, а ставят на каминной полке или на столике. Его заводят и показывают взрослые, так что это скорее элемент украшения домашнего интерьера, сюрприз для всей семьи, а не просто игрушка".
Рено ушел на пенсию и оставил бизнес в 1922 году, передав его своему сыну Людовику. Сын отказался от выпуска автоматов, но сам ничего особенного не создал, и его имя осталось где-то за кулисами кукольной истории.
Запись ?6: VICHY: "ПЕСЕНКА ДЛЯ ЛУНЫ"
Aвтоматы Гюстава Виши - одни из лучших, созданных во Франции в конце XIX века. Парижский журнал La Mode Illustree так описывал витрину его магазина:
"Если у вас есть минуточка остановиться и посмотреть на эти чудеса, вы увидите, как арабский музыкант играет в восточном интерьере, роскошно одетая пара танцует вальс, обезьянка кривляется на плече клоуна, акробаты выделывают необыкновенные трюки, а грустный Пьеро качается на Луне. И вы ни за что не сможете смотреть на это со скучным выражением лица".
Постоять нам предлагали на 36 rue de Montmorency, где Виши также жил и работал до конца своих дней.
Хотя хотя и дом, и двор с мастерскими сохранились, никакого видимого следа былых чудес сегодня здесь нет: за стеклами той самой витрины унылый магазин дешевых мужских рубашек. Обычный дом, во дворе - тишина...
... Гюстав Виши (Gustave Vichy) - парижанин. Он родился здесь в 1839 году и еще мальчиком начал работать у своего отца, владевшего небольшим магазином механических игрушек. Когда ему исполнилось 23 года, глава семейства разорился и вскоре скончался. Крах семейного бизнеса был не лучшим началом карьеры Гюстава, но он решил спасти дело до прибытия судебного пристава. Буквально через несколько дней получил патент на замену некоторых деревянных частей механизмов на металлические и зарегистрировал собственную фабрику. В отличие от отца, он решил сосредоточиться не на механических игрушках, а на музыкальных автоматах.
В 1864 году Виши женился на Марии Терезе Бюргер - модистке, которая делала одежду для кукол. Через два года они переехали на 36 rue de Montmorency, где Гюстав провел всю свою жизнь. Мария Тереза оказалась умной, спокойной и с большим вкусом. Она во многом помогала мужу, хотя семья с каждым годом разрасталась.
В 1860-х годах новым производителям автоматов приходилось соперничать с известными и лидирующими на рынке фирмамиTHEROUDE и VERDAVAINNE. Пытаясь найти свой путь, Виши совершенствовал звуковые конструкции автоматов, механику и особое внимание уделял костюмам (его супруга даже специально изучала историю моды).
Он первым из фабрикантов, выпускавших автоматы, организовал весь производственный процесс в своей небольшой мастерской: тут изготавливали не только механизмы, но и запчасти, постоянно совершенствовали модели. Небольшой ?трудовой коллектив? (всего 15 мужчин и 10 женщин) производил сложные дорогие автоматы, с успехом продававшиеся не только в Европе, но и в Америке. Покупатели ценили, конечно, не только качество, а в первую очередь - юмор и выдумку мастеров, а также парижский шарм автоматов, которые напоминали об уличных музыкантах, жонглерах, фокусниках, клоунах и бродячих артистах.
В 1878 году фирма получила серебряную медаль на выставке в Шербурге, а в 1880 ? золотую на всемирной ярмарке в Мельбурне. Потом последовало еще несколько золотых медалей ? как сказано в одной из грамот, за то, что Виши обеспечил механические игрушки таким высоким качеством, что автоматы оказались на стыке механики и реальной жизни.
Например, настоящим чудом называли его огромный (более метра) автомат ?Птицелов?. Одетый в богато расшитый костюм, он играет на флейте, а на левой его руке сидит птица. Она начинала петь, как только музыкант прекращает играть. Его пальцы ловко двигались по инструменту, он закрывал и открывал глаза, поворачивал голову и зачарованно слушал птицу?
Гюстав Виши был человеком авторитетным и деятельным, и в 1893 году его выбрали президентом Синдиката Фабрикантов Игрушек. В этой должности он cерьезно занимался проблемами продажи и экспорта французских игрушек, в частности, пытался бороться с барьерами на ввоз товаров в Америку, которые ввел тогдашний американский президент Мак-Кинли. Для этого вместе с сыном неоднократно ездил в эту страну, даже планировал открыть там филиал своей компании.
Поскольку работа на этом посту отнимала много времени, Гюстав Виши временно передал фабрику в ведение своего сына Генри (1866-1951). Вот он, на фото слева.
Генри всегда поддерживал отца, помогал ему, и имел прекрасное образование. На разных этапах своей жизни работал профессильным скрипачом, рисовальщиком и скульптором, и даже сам сделал некоторые отливки кукольных голов для автоматов.
При Виши-младшем фирму переименовали на G&H, и тогда же было выпущено несколько самых знаменитых автоматов ? "Пьеро на Луне" и "Луна Конца Века". Это круглое веселое лицо курящей Луны с верятящимися глазами стало ?визитной карточкой? компании Виши и сопровождало всю ее документацию.
Генри вел активные переговоры с фирмой фонографов Lioret и первым среди производителей автоматов применил фонограф. Одна из самых известных его моделей - французский солдат-трубач. Когда солдат поворачивает голову и подносит трубу к губам, раздавается трубный зов, а когда опускает трубу, звук прекращается. Полая база из папье-маше служила для усиления звука.
Через пять лет своего ?президентства? старший Виши вернулся к делам семейного бизнеса, и вместе с сыном начал разрабатывать модные по тем временам автоматы с электрическими моторами. Но в 1904 году Гюстав скончался в своей квартире на третьем этаже того самого дома, где был его магазин и мастерские.
Сын с матерью решили оставить дело и переехали в другое место. Фабрика была продана одному из бывших рабочих фирмы Огюсту Трибуле, который некоторое время выпускал электрические автоматы для витрин, но весьма плохого и даже карикатурного качества, поэтому вскоре обанкротился.
P.S. ... Работы Виши находятся сегодня в самых известных собраниях. В частности, в коллекции, которую собрали князья Монако (Национальный Музей Монако). Кстати, мой юзерпик - пишущий письмо Пьеро - автомат Виши, который также украшает эту коллекцию.
Запись ?7: BRU: "ПО СЛЕДАМ КУКЛЫ-МЕЧТЫ"
Эти куклы в истории кукольного искусства считаются лучшими из лучших. BRU - почти несбыточная мечта: слишком редки, слишком дороги, хотя прекрасны необычайно... И даже само имя "отца-основателя" звучит сказочно: Леон Казимир Брю.
Сегодня мы с вами отправимся на rue St.Denis, 226 (район хоть и старый, но совсем нетуристический, никакого гламурно-буржуазного Парижа). Во времена Брю этот дом имел другой номер - 374. Именно здесь начиналась история небольшой компании BRU JEUNE & SIE. Тут производили первых кукол, располагались склады и кабинет первого владельца.
Старые ворота открыты. Толкаешь калитку и входишь не в арку, а в пространство, где время словно остановилось...
На грязных стенах - клубки проводов, полустертая реклама какой-то модитски начала прошлого века, надписи с разными датами, между которыми поместится не одна человеческая жизнь, облупленная штукатурка.
Этот арочный проход и первый - довольно угрюмого вида- двор вымощены старым-старым булыжником. До сих пор сохранились и покосившиеся каменные столбики, ограждающие углы здания от колес карет и телег. Подумать только: вот по этим самым булыжникам носили коробки с Брю...
Второй двор оказался неожиданным. Он окружен серыми невзрачными домами, в которых, по-видимому, располагаются сомнительные фирмочки по пошиву одежды типа "Made in Paris": повсюду силуэты манекенов и висящих костюмов. Но зато в конце серого двора совершенно неожиданно и празднично-сказочно нарисовался красивый особнячок с ярко-голубым балконом и дверью, за которой сверкала хрустальная люстра. Никаких вывесок или табличек, только старый фамильный греб среди мраморных завитков.
Но самое удивительное случилось в ту секунду, когда я стояла и смотрела на голубую дверь. Она вдруг распахнулась, и из нее вышел человек в старинном сюртуке, шляпе и... перчатках.
Он посмотрел на меня и деловито спросил: "Так это Вы меня ждете?"? Получив отрицательный ответ, пожал плечами, быстро прошел через двор, и свернул куда-то, не выходя на улицу.
Какие все-таки странности иногда случаются в жизни...
... Человек, которому суждено было создавать самых изысканных и роскошных кукол для избалованных французских аристократов, появился на свет в 1837 году в небольшом захолустном городке на юго-западе Франции, в семье ткача. Возможно, никто никогда бы не узнал его имени, но юность Леона Казимира Брю удачно совпала с периодом расцвета Второй Империи, когда во Франции открывалась новая эра торговой политики.
Необычайные возможности для развития промышленности и производства, созданные Наполеоном III, позволяли людям даже из "низов" продвигать свое дело, если у них были оригинальные идеи и готовность воплощать их в жизнь. Эти настроения подхватили и молодого Брю: он оставил родной дом и отправился покорять Париж.
Леон Казимир неплохо разбирался в тканях и даже умел ткать. А поскольку в столице ценили хороших ремесленников, молодой человек без труда нашел себе место у коммерсанта, торговавшего тканями. Вскоре он женился на дочери портного Аполлины Комен. У девушки были невеселая работа: она служила портнихой в похоронной конторе и шила... саваны.
Молодожены поселились в квартирке на рю Хаксо, хозяином которой был пожилой бедетный господин Шатор. Он занимался кукольным производством и собирался уходить на покой. А молодая пара оказалась настолько симпатичной, что он предложил купить его фабрику. Сделку оформили только на бумаге, так как у Брю не было денег, и Шатор на первом этапе даже частично финансировал бизнес своих постояльцев. Новую фирму назвали Bru Jeune & Sie, и всего через несколько лет Брю не только полностью рассчитался со своим благодетелем, но и делился с ним прибылью.
Начинал с производства "модных" кукол. Фарфоровые головы заказывал у лучшего парижского фабриканта Евгения Борруа, выпускавшего свою продукцию без маркировки или с инициалами E.B. Брю договорился, чтобы головы, сделанные по его заказу, маркировались B.Jne&Sie (или просто B.J.). Тела у этих кукол были кожаными или из ткани - их шили вручную в небольшой мастерской, а также рабочие-надомники.
В 1869-ом на фабрике Брю изготавливали модных кукол с деревянными телами разных размеров - на шарнирах, с двигающимися руками и ногами. Они стали своего рода фирменным знаком: продукция упаковывалась в зеленые картонные коробки, на которых была наклеена картинка с их изображениями. Эти куклы были очень красивы, костюмы отличалась необычайным вкусом и хорошим кроем, - поэтому пользовались огромным спросом у парижских аристократок. Однако Брю не спешил воспользоваться успехом и тиражировать свою продукцию, предпочитая разрабатывать новые модели.
В 1868 году он получил патент на выпуск модной куклы-сюрприза с двумя лицами (спящее и улыбающееся), затем создал модель плавающей леди, а также куклу с музыкальным механизмом внутри. Но одной из самых знаменитых стала "улыбающася Брю", запатентованная в августе 1873 года.
Некоторые коллекционеры иногда называют ее "Мона Лиза" - из-за почти джокондовской загадочной полуулыбки. Считается, что моделью для этой куклы послужила супруга Наполеона III императрица Евгения. Впрочем, это только одна из версий. Вторая основана на необычайной схожести отливки с ликом улыбающегося ангела - необычной скульптуры над входной дверью кафедрального собора XIII века в Реймсе на севере Франции.
В 1878 году Леон Казимир Брю получил золотую и серебряную медали на выставке в Париже. В частности, за улыбающуюся Брю и за модель куклы "Гурман", которая могла "есть" с помощью сложного механизма внутри и показывала язычок, а также за черную куклу-африканку, одетую в роскошные национальные одежды (дань модному тогда увлечению экзотическими культурами).
В конце XIX века на смену модным куклам пришли так называемые bebe - не дамы, а куклы-девочки. И Брю разработал новые выкройки для кожаных тел, гораздо больше похожие на тело ребенка, а не взрослой леди.
Отливки голов тоже изменились, стали гораздо более округлыми и пухлыми. Кстати, они были созданы известным во Франции скульптором и бронзовых дел мастером Фердинандом Барбедьенном (1810-1892). Эти куклы вышли под маркой Bru Brevete, многие были одеты в роскошные дорогие наряды и сразу завоевали необычайную популярность.
В 1880 году Брю разработал Bebe Modele с деревянным телом, со сложной артикуляцией (у куклы поворачивалась даже стопа). Они выходили очень небольшими партиями, по специальным заказам, так как их изготовление было очень дорогим. И всего три года. Сегодня этих кукол сохранилось очень-очень мало и встречаются они крайне редко.
Одной из ранних была также модель Circle And Dot. Название от нак - точка в круге - изначально служил для рабочего обозначения места, где должен быть механизм. Но большинство кукол были выпущены без механизма, а знак остался и дал название целой серии.
В самый пик своего успеха 46-летний Брю в 1883 году продал значительную часть своего бизнеса Генри Шевро, с которым познакомился всего тремя месяцами ранее. Почему он неожиданно решил уйти из дела, которое так успешно развивал и которое переживало настоящий расцвет, отчасти остается загадкой: не сохранилось ни документов, ни писем, объясняющих его поступок. О мотивах можно только догадываться. Брю был прежде всего изобретателем, создателем, дизайнером, и во всем, что он делал, было много выдумки и творчества. Теперь, достигнув совершенства, которое трудно превзойти, его стали тяготить увеличившиеся административные функции и бумажная волокита. Жизнь предоставила случай отдать фабрику в надежные руки, и он сделал это. Сам Брю занимался потом различными изобретениями, а в конце жизни выпускал... пианино.
Чутье ему тогда не изменило: второй период истории фирмы под руководством Шевро называют золотым веком Bru bebe кукол. Он не только не снизил высокой планки, заданной основателем компании, но и развил дело. Так в истории компании Брю начался второй период, который называется Chevrot эра (1883-1890).
Henri Julien Celestin Chevrot родился в 1841 в Париже. Его отец владел компанией, выпускавшей детские игры. Со временем он продал ее своему другу, который и познакомил Генри с Брю. В то время Шевро был уже 42-летним человеком, имел большую лавку скобяных изделий, а после смерти родителей получил хорошее наследство и удачно вложил его в активы своего бизнеса. Однако знакомство с Леоном Казимиром Брю резко изменило его жизнь. В 1876 году он продал свой бизнес и приобрел фабрику Брю.
При новом владельце кукольные тела получили новый вид. Теперь они были не полностью кожаными: ступни и ноги до колен были сделаны из дерева, а колени - на шарнирах. Куклы стали подписываться Bru Jne, и завоевали золотые медали на международных выставках в Париже (1885 год) и Ливерпуле (1886 год). Вскоре Шевро начал выпускать также кукол с полностью деревянными телами на шарнирах. Хотя их лица казались похожими на те, что выходили при первом хозяине фирмы, все же они немного изменились. Например, глаза внизу были подведены тонкой черной линией, нарисованные ресницы стали немного короче, а стеклянные глаза более похожими на человеческие. Завораживающий взгляд этих кукол, который словно немного отстранен от окружающего мира и погружен в себя, многих волнует до сих пор: кукла Брю, несмотря на свою редкость и дороговизну, предмет мечтаний для многих коллекционеров.
Несмотря на необычайный успех кукол Брю, на всемирной выставке в Париже в 1889 году компания заняла только второе место, уступив Жюмо и Штайнеру. Кроме того, приехавшие на выставку представители немецких кукольных компаний беззастенчиво скопировали некоторые модели Брю. Они, конечно, не дотягивали до оригинала, но продавались вполне успешно из-за дешевизны.
Рынок начал постепенно меняться: дорогие куклы класса люкс уступали более дешевым, расписанным наспех, сделанным из недорогого фарфора неважного качества. Поскольку Шевро не мог с этим смириться и не желал идти на поводу у новых тенденций рынка, он потерял интерес к бизнесу и продал его другу семьи.
Так третьим и последним владельцем фирмы Брю в 1889 году стал 46-летний Поль Евгений Жирар (Paul Еugene Girard). Что касается Шевро, он некоторое время работал во французском синдикате игрушек, а через девять лет тихо скончался в своем доме в возрасте 67 лет. Жирар, в отличие от Шевро, решил в рамках разумного уступить требованиям времени, уменьшить выпуск продукции класса люкс, и занять свою нишу в сегменте для "среднего" покупателя, производя кукол более просто одетых, и менее дорогих.
Для этого прежде всего пришлось отказаться от кукол с кожаными телами. А дерево заменил более дешевый и менее договечный материал - композит. Изменения коснулись и фарфоровых голов: кукол стали делать не только с закрытым, но и с открытым ртом, производственный процесс удешевили. Однако компания по-прежнему получала новые патенты: например, модель ходячей куклы-автомата и куклы Baiser, посылавшей воздушные поцелуи.
С 1891 года каталоги фирмы ежемесячно появлялись в парижском журнале La Mode Illustree, читатели которого заказывали не только кукол, но и одежду для них. Фирма Bru на протяжении всей своей истории никогда не была крупной. Этим объясняется редкость (и, увы, дороговизна) этих кукол.
Ежегодно здесь выпускали только от 5 до 10 тыс кукол (для сравнения: Jumeau - в сто раз больше). В новой ситуации агрессивного наступления крупных компаний, ориентировавшихся на дешевую и массовую продукцию, дела французских кукольных фирм стали ухудшаться. Им пришлось столкнуться с настоящей торговой войной, которую начали вести с ними немецкие фабриканты, которым с помощью демпинга удалось захватить французский рынок. Кроме того, резко упал экспорт в Америку после протекционистских мер, принятых президентом Мак-Кинли.Окончательным концом золотого века кукол и самых лучших кукольных компаний Парижа стал образованный немцем Фляйшманом союз SFBJ. В этот союз были вынуждены войти почти разоряющиеся фирмы, в том числе и Bru, но кроме "почетного членства" они не получили ничего. Жирар владел коллекцией моделей и выставочных экземпляров кукол Bru, собранных на протяжении всего существования фирмы. Его сын продал эту коллекцию парижским антикварам в декабре 1958 года, и дальнейшая судьба кукол неизвестна.
Запись ?8: "ИСТОРИЯ МАДМУАЗЕЛЬ ЛИЛИ"
В кукольной истории Франции есть один уникальный и весьма интересный эпизод, связанный с домом 21 на rue de Choiseul в центре Парижа. Здание ничем сегодня особо не примечательно, но располагавшийся здесь в середине XIX века роскошный люксовый кукольный магазин "LA POUPEE NUREMBERG" сделал этот адрес известным для многих юных парижанок. Откуда, спросите вы, такое странное "нефранцузское" название для парижской лавки - "Нюрнбергская кукла"? Ответ прост. В парижской опере с 1852 года и на протяжении 18 лет с неизменным успехом шла одноименная опера французского композитора Адольфа Адама, поставленная по мотивам сказок Гофмана (кстати, ныне почти забытый А. Адам был неплохим композитором и даже несколько лет работал в императорском театре в Санкт-Петербурге). Действие оперы происходило в кукольной лавке, которая превращалась на сцене в волшебный чарующий мир. Поэтому уроженка Монпелье модистка мадмуазель Жанна Перон (Jeanne Peronne), приехавшая в Париж и открывшая в 1863 году свой кукольный магазин, выбрала именно такое название. Так что LA POUPEE NUREMBERG - своего рода "призрак оперы".
Так выглядит сегодня дом 21 на rue de Choiseul
В декабрьском выпуске 1863 г. журнала для девочек LA POUPEE MODELE мадмуазель Перон представлена как "продавец кукол с восхитительным вкусом", что вполне соответствовало действительности. Благодаря своему вкусу, таланту и умениям она нашла удивительно верный и интересный "рекламный ход", который в один момент сделал лавку "Нюрнбергская кукла" известной всему Парижу. Жанна заказала фирме Barrois отливку кукольной головки определенного размера с портретными чертами французской императрицы Евгении, супруги Наполеона III,
который в те годы правил Францией. Тело у этой изящной модной куклы первоначально было деревянным, чуть позже дерево стали обтягивать кожей и делать фарфоровые руки. Еще позже появился более дешевый вариант с просто кожаным телом. Но она всегда была одинакового размера: высотой 45 см (размер 4), с одинаковыми измерениями талии, бедер, плечей и тд.
Модель получила имя "Мадмуазель Лили" и с 1863 года по 1873 годы была представлена только в лавке мадмуазель Перон, которая также продавала французских модных кукол класса "люкс" от таких компаний, как Rohmer, Huret, Bru и др., и новинки лучших парижских ремесленников, которые создавали чудесные вещицы для кукол. Лили выпускалась очень небольшими партиями, была дорогой и желанной куклой.
Для нее в магазине LA POUPEE NUREMBERG предлагалось огромное количество аксессуаров - зонтики, сумочки, перчатки, письменные принадлежности, веера, ботиночки, гардеробы, одежда, шляпки, муфты, - словом, здесь в миниатюре был представлен стиль жизни французских аристократок второй половины XIX века. Но самое удивительное - эта кукла была СПЕЦИАЛЬНО выпущена для журнала LA POUPEE MODELE, где из номера в номер публиковались выкройки потрясающих платьев, шляпок, нарядов, которые создавала сама мадмуазель Перон, чтобы юные читательницы могли своими руками смастерить наряды для Лили. В журнале предлагались даже чертежи ее жилых комнат и обстановки.
LA POUPEE MODELE предназначался для девочек 6-12 лет и выходил с 1863 года. Его выпускала та же компания, что и модный журнал для взрослых дам JOURNAL DES DEMOISELLES, издававшийся в Париже с 1832 года. "Детский" вариант провозгласил главной своей задачей - воспитание вкуса и навыков к шитью через игру с куклой. Каждый его выпуск сопровождался цветными литографиями с изображениями элегантно одетых девочек с куклами или игрушками, которые должны были вдохновлять юных читательниц на создание собственных моделей. Концепция оказалась успешной, так как сохраняя стиль, тон и формат давно зарекомендовавшего себя "взрослого" парижского журнала, издатели LA POUPEE MODELE обращались и к детской аудитории, и к родителям.
Тут можно было найти не только выкройки, но и литературные сказки, ноты, рассказы для чтения в семейном кругу.
Между тем в жизни мадмуазель Перон произошли перемены: она вышла замуж за мсье Лаваль (Lavallee) - кубинца, уроженца Гаваны, который занимался торговлей в Париже. Так мадмуазель Перон стала мадам Лаваль-Перон (Lavalle-Perrone). Они прожили вместе 13 лет, муж активно помогал супруге в ее деле, и они даже готовились к участию во всемирной выставке в Париже 1878 года. Но за два года до ее открытия мсье Лаваль скончался, и его вдова показала на выставке только часть одежды для модных кукол и бебе, представленных в ее магазине. В 1885 году она и вовсе отошла от дел, расплатившись за аренду роскошными тканями, которые годами собирала в мастерских своей лавки. Жизнь "Нюрнбергской куклы" оказалась недлинной (всего 10 лет), не сохранив даже портрета Жанны Лаваль-Перон, но сделала Лили знаковой куклой и навсегда вошла интереснейшей страницей в кукольной истории Франции...