|
>> Назад к разделу: СТАТЬИ О КУКЛАХ >>
Так называемые "характерные" куклы - с экспрессивным выражением лица, с ярко выраженной индивидуальной эмоцией, - сегодня входят в категорию наиболее дорогих коллекционных кукол в мире, хотя появились они не слишком давно (в начале ХХ века), и в свое время было произведено огромное их количество. Однако новинки не пользовалась тогда особым успехом, продажи шли вяло, и они только напрасно занимали места на складах и на полках магазинов. Поэтому их часто специально разбивали, и груды осколков вывозили на свалки. А сегодня коллекционеры разыскивают и покупают характерных кукол за огромные деньги. В такой ситуации многие кукольные фабриканты почувствовали себя своего рода золотоискателями. Казалось, если в столь благоприятной экономической ситуации придумать новую оригинальную куклу, успех гарантирован, и деньги потекут к счастливчику рекой. Поэтому почти все фабрики старались создавать собственные модели, по возможности защищая их патентами, чтобы в случае успеха на рынке не допустить создание копий и не делить ни с кем прибыль. Характерная кукла Kammer & Reinhardt
Одной из компаний, которая всегда отличалась творческим подходом к делу, была игрушечная фабрика Margarete Steiff (Giengen). Именно в те годы родился их знаменитый медведь Teddy Bear, а также новый тип кукол, сделанных из мягкого шерстяного фетра, ставшие провозвестниками авторских и характерных кукол. Плотно набитые ватой фетровые мальчики и девочки со смешными, почти карикатурными лицами, в ярких костюмах, были благосклонно приняты на рынке. Маргарет Штайф писала в рекламном каталоге 1922 года: "Мы стали оригинальными создателями обозначения "характерные", которое сегодня относят ко всем куклам, не похожим на обычных. Мы уверены, что именно они вскоре завладеют сердцами детей".
Но долгожданной "кукольной революции" не случилось, дети по-прежнему предпочитали более классический тип кукол, пока в игру не вступила знаменитая кукольная фирма Kammer & Reinhardt. Franz Reinhardt, на тот момент единственный владелец компании, внимательно отслеживал все интересные находки и пытался внедрять их на своей фабрике. Но для того, чтобы сделать настоящий прорыв и реализовать собственные идеи, ему нужен был художник, который помог бы создавать новые интересные модели. После долгих поисков он нашел в Берлине скульптора Lewin-Funcke. Тогда ему было немногим более 40 лет, он возглавлял художественные мастерские и активно искал заказы. При первой же встрече, состоявшейся в 1908 году, скульптор предложил Францу взглянуть на одну из своих работ - бронзовый бюст полугодовалого улыбающегося мальчика, и предложил использовать его в качестве модели для производства новой серии. Это событие стало первым шагом на пути создания характерной куклы-малыша под маркой 100-й серии от компании Kammer & Reinhardt.
Первая реакция рынка оказалась двойственной: одни отнеслись со сдержанным скепсисом, другие, напротив, с необычайным восторгом. Но после нескольких недель продаж дилеры вынуждены были констатировать, что характерные куклы продаются плохо. Тем не менее, другие кукольные фабрики тут же подхватили идею и поспешили выпустить собственные серии, так как хотели занять свое место в буме на характерных кукол, которого все ожидали. Никто не мог предполагать, что всего через несколько лет, в 1914 году, один из экономистов констатирует:"Характерные куклы были большой ошибкой художников и фабрикантов, публика забраковала их с поразительным единодушием, и сегодня они сходят со сцены. Фабричные склады и полки магазинов ломились от непроданных новинок: их никто не хотел, и компания несли огромные убытки". Однако фирма Kammer & Reinhardt смогла быстро поправить свое пошатнувшееся положение, при этом не отказавшись от найденного стиля. В 1911 году она начала поставлять на рынок новую серию характерных кукол под номером 117, названную Mein Liebling (Моя Дорогая). Это был удачный симбиоз привычной миловидной куклы и характерной: так называемые флиртующие скошенные глаза и кокетливая полуулыбка.
Многие производители делали ставку на озорных, смеющихся или трогательно-наивных кукол. Другие, наоборот, пытались найти такие выражения лиц, которые удивляли, шокировали и даже пугали. Но общим было одно: куклы пытались быть похожими на людей с их эмоциями, гримасами и состояниями. Они плакали, сердились, строили хулиганские рожицы, испытывали страх или радость ... В игру включились такие знаменитые немецкие компании, как Louis Amberg, Armand Marseille, Georgene Averill, Bahr & Proschild, B.P., Cameo, Century Doll Co., Dressel, Cuno & Otto, Otto Gans, Kley & Hahn, Limbach, Ricknagel, Otto Reinecke, S & Co., Bruno Schmidt, Schoenau & Hoffmeister, Simon & Halbig, Herm Steiner, Grace S. Putnam.
Французские производители тоже не обошли своим вниманием характерных кукол. Их делали во Франции даже раньше, чем в Германии, еще во второй половине 19 века, но парижские фабриканты, которые были скорее художниками, чем бизнесменами, не сумели сделать из этого коммерческую "линейку" товара, не продвигали, не создали специального названия, да и особо не выделяли из общего ряда. Между тем еще в 1860 году появилась кукла Bru с двумя лицами (одно улыбающееся, другое грустное), смеющаяся Jumeau и другие. Около 1910 года французская компания SFBJ выпустила серию характерных кукол-детей, однако их тиражи были существенно скромнее, чем у немецких фирм. К тому же довольно быстро выяснилось, что многие дети не принимают слишком эмоциональных кукол с застывшим образом, предпочитая обычных. Трудно было играть с характерной куклой, потому что она не могла меняться: плачущую никогда нельзя было успокоить, а с обиженной не очень-то хотелось дружить. Даже смеющаяся им не всегда нравилась. Раз и навсегда застывшая эмоция вызывала скорее отторжение. Некоторые производители по-своему попытались решить эту проблему. Они выпускали кукол с заменяемыми головами и даже кукол с несколькими лицами ("ненужные" легко закрывались чепцом или шляпой, стоило только повернуть специальный рычажок на макушке). Кстати, одна из самых знаменитых трехликих - сказочная немецкая кукла, у которой одно лицо - Красной Шапочки, второе - лицо Бабушки, а третье - Волка. Но и они не прижились в детских игровых комнатах.
Век характерных кукол оказался недолог, зато теперь они являются гордостью любой коллекции, так как без них трудно представить кукольную историю. Ильмира Степанова, Петербург 2025 |
|||||||
|