По образованию он был театральным актером, а также снимался в кино. Первый фильм с участием Роберта Капиа назывался "Игра для виолончели" (1962), затем были такие фильмы, как "Гото, остров любви", "Аморальные истории", "Зверь", "Никогда больше всегда" , "Героини зла" и другие. Я теперь никогда не узнаю, что послужило толчком к решению резко изменить свою судьбу и как произошла его первая встреча с куклами, но факт остается фактом. Роберт Капиа бросил актерскую карьеру и открыл крохотную - всего несколько квардартных метров - антикварную лавку в подземном переходе метро возле Palais Royal. Рядом стоял чистильщиц обуви, торговец шапками и продавец булочек. В 1966 году он переехал в пассаж (крытый переход) Vero-Dodat, что неподалеку от Лувра.
Его магазин под номером 26 в этом уникальном старом уголке Парижа на протяжении многих лет посещали актеры театра комеди-франсэз, знаменитости из мира искусства, художники и писатели. Их привлекала не только необычная атмосфера магазина, но и личность самого владельца. Увлеченного, артистичного, хотя с непростым и вспыльчивым характером.
С самого начала своей деятельности как кукольного антиквара Роберт Капиа не был простым торговцем. Свою любовь к старинным "несерьезным" вещам - куклам,миниатюре,игрушкам, он стремился передать в беседах, книгах, в общественной и преподавательской работе. Книга Роберта Капиа "Куклы" (1994 год) была удостоена специальной премии Французской Академии. Среди других его работ - "Французские куклы", "Старинные куклы", "Миниатюрные предметы коллекционирования", подготовка каталога по истории игрушки в Музее Roybet-Fould, справочники, каталоги и др.
Лавку Капиа в парижском пассаже запечатлел знаменитый французский фотограф Роберт Дуасно (автор известного послевоенного снимка с поцелуем в Париже) - см. фото ниже слева.
В 1984 году Катрин Денев, которая дружила в Капиа, снималась тут для журнала ELLE. В одном из интервью она вспоминала:
"Он сказал, что время останавливается, когда мы находимся в мире кукол. И действительно, он словно открыл для меня потайную дверь в волшебный сад. Впервые в жизни я видела таких прекрасных старых кукол... Я приходила к нему без звонка, без предупреждения, как к старому другу, и это было какое-то особое удовольствие - смотреть на них, дотрагиваться, любоваться, вдыхать старый запах, вступать в отношения с ними. Старинные куклы оставляли меня наедине с самой собой, благодаря им я придумывала чужие воспоминания, чувствовала линию времени и думала о людях, которых я никогда не видела, но которых люблю".
... Непонятно, как у него хватало времени на массу дел. Кроме того, что Капиа был экспертом при парижском суде, председателем объединения экспертов антиквариата, членом торгово-промышленной палаты Парижа, возглавлял профсоюз парижских антикваров, и т.д. и т.п., он всегда особо гордился тем, что являлся основателем и бессменным президентом ассоциации парижских пассажей и галерей. Во многом его трудами они сохранили сегодня свое лицо и не были подвергнуты перестройкам и забвению. И, конечно, таким же, как XIX веке, выглядит его родной пассаж Vero-Dodat.
Он закрыл свой магазин в 2004 году и занялся преподавательской работой. Сегодня бывшую лавку Капиа под номером 26 занимает небольшая выставочная галерея. В промежутках между вернисажами витрину полностью занавешивают, как театральным занавесом. И можно представить, как этот занавес медленно поднимается, и за старым стеклом открывается призрачный кукольный мир Роберта Капиа...