|
>> Назад к разделу: СТАТЬИ О КУКЛАХ >>
Американский сюрреалист Корнелл прожил затворническую, но весьма насыщенную творчеством жизнь на окраине Нью-Йорка в Квинсе. Под влиянием коллажей Макса Эрнста заинтересовался техникой ассамбляжа (что-то вроде объемного коллажа с использованием различных деталей и предметов, тканей, красок и тд). Своей популярностью эта техника ему и обязана: в 1961 году в нью-йоркском Музее современного искусства была большая выставка ассамбляжей Корнелла "Сюрреалистические игрушки".
Он создавал их, вдохновляясь aмериканскими трансценденталистами, любовью к старым повседневным предметам и поэзией Эмили Диксон, высоко ценившей мир игры: "Жизнь - лишь жизнь, а смерть - лишь смерть! Будь благословенна, твердь, На которой, лишь играя, Можно выбраться из ада. Больше ничего не надо, Чтобы вы достигли рая". Самыми известными его работами считаются "арт-боксы" - коробки со стеклянной крышкой, которые он превращал в волшебные футляры времени с разными предметами, прихотливо соединявшимися в его фантазиях, как во сне. Они похожи на детские "секреты" или на потертые саквояжи, найденные на чердаке заброшенного дома: с ненужными старыми вещами, открытками, игрушками,сломанными механизмами и вырезками из пыльных журналов. Забытый, ушедший мир тихо напоминал о себе отголосками запахов, прихотливо складывающимися очертаниями и своей особой атмосферой. Коронелл использвал в своих коробках звучащие музыкальные шкатулки, спрятанные механизмы, движущиеся детали, многие из которых были похожи на старинные автоматы с куклами. Вообще он собирал много странных, на первый взгляд, предметов: покупал на барахолках, на дешевых распродажах. В его архиве сохранились даже... французские кукольные бусы. Причем, вместе с конвертом, в котором их ему прислал продавец. Где-то эти бусы должны были появиться,но до них руки у художника так и не дошли... У него была огромная коллекция фотографий и рисунков для коллажей, и целая папка была посвящена детству, игре, игрушкам. Корнелл утверждал, что между миром детской игры и искусством есть живая связь. И у него с этим миром были какие-то свои взаимоотношения и ассоциации. Так, после встречи со вдовой знаменитого французского летчика Консуэлло Сент-Экзюпери (она тоже была художницей), он обрывочно записал свои впечатления на тетрадном листе, а потом сделал на нем коллаж - женская фигурка с куклой в руках... О том, где он приобрел куклу Жюмо, история умалчивает. Более того, нигде в каталогах МОМА и в статьях специалистов по его творчеству Жюмо ни разу нигде не упоминается. Она существует в музее современного искусства инкоггнито и проходит под именем "Бебе Мария". Может, когда-то какая-то девочка так назвала куклу, а может сам Корнелл решил, что оно ей подходит больше других. Но эта кукла так растревожила его воображение, что он не ограничился лишь помещением ее в арт-бокс. В архивах МОМА хранится также ее фотография, сделанная Корнеллом: он раскрасил ее глаза черными чернилами, выделяя из серебристо-серой пыли снимка... Ну вот так это выглядит... Жюмо как икона американского сюрреализма. Звучит неплохо, правда?
Ильмира Степанова, Петербург 2024 |
|||||||
|