Давайте задержимся в старейшем квартале Марэ, так как самые знаменитые производители автоматов жили и работали именно в этом районе. Это Henry Phalibois, Renou, Gustave Vichy, Leopold Lambert, Roullet-Decamps, Blaise Bontemps, Alexandre Theroude и другие.
В 1886 году он открыл небольшую фабрику в доме 13 по ул. Portefoin (метро Arts et Mettiers, недалеко от Национального архива и rue de Temple). Этот дом на старом фундаменте сохранился до сих пор. На первом этаже, где когда-то были магазины Ламберта, сейчас часовая и ювелирная лавки.
Нажав на кнопку слева от зеленой двери (днем в парижские дворы часто можно попасть, просто нажав на такую кнопку, но по вечерам и ночью - только с ключом), входим в небольшой узкий двор, где сохранилась даже старинная колонка для воды, и поднимаемся по витой неширокой лестнице на второй этаж, где были мастерская, офис и весьма изысканная, по воспоминаниям современников, швейная комната. Между прочим, сейчас там тоже какие-то мастерские с лампами дневного света, и даже стоят станки, но никаких вывесок нет... Видите окна на втором этаже с решетками?
С той же лестницы между первым и вторым этажами немного кособокая дверь, выкрашенная в серый цвет, ведет прямо в одну из лавок, но сейчас она наглухо закрыта...
Кстати, частично старые деревянные ступеньки, которые хорошо сохранились, не убрали, когда меняли на мраморные. Очень странная лестница: вперемешку и с мраморными, и с деревянными ступеньками, которые наверняка помнят историю господина Ламберта.
... Начинал он скромным механиком у Гюстава Виши, знаменитого и уважаемого фабриканта кукольных автоматов, который был даже свидетелем на его свадьбе, когда Ламберт довольно удачно женился на дочери портного, которую звали Eugenie Maris Bourgeois. Удачно - потому что впоследствии она сыграла немалую роль в успешном бизнесе мужа... Когда Леопольд покинул фирму Виши и зарегистрировал собственную, бывший хозяин довольно болезненно воспринял уход своего лучшего механика: обвинил его в плагиате и даже подал на него в суд. Тяжба тянулась довольно долго, но поскольку куклы и механизмы все-таки имели некоторое отличие, суд не удовлетворил требования истца.
Ламберт активно и плодотворно работал вплоть до первой мировой войны. В 1888 году он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Барселоне, а на следующий год - в Париже. С 1888 до 1896 г. фирма выпускала автоматы с головками Jumeau, в том числе знаменитой характерной 200-й серии (плачущая и смеющаяся Jumeau).
Хотя движения у автоматов Ламберта были довольно простые, а музыкальных мелодий - не более двух, они пользовались огромным спросом не только благодаря качеству кукольных головок, но также из-за необычайной красоты костюмов, которые создавались по дизайну мадам Ламберт из роскошных шелков и бархата. Судя по всему, она имела не только отменный вкус, но и знала историю моды, так как некоторые автоматы были одеты в национальные или исторические костюмы (например, русский костюм для автомата, созданного специально к визиту Николая II в Париж. Вы можете посмотреть его "в действии" - ЗДЕСЬ).
Интересно, что практически не используя бисер, она почти всегда украшала тонкими бусинками платья Плачущей Jumeau, подчеркивая яркость и неординарность этой модели. Под ее руководством на фабрике работали шесть модисток, но наиболее дорогие автоматы Евгения-Мари обшивала собственноручно.
В 1890 года Ламберт заключил договор с немецкой компанией Simon&Halbig, которая поставляла ему кукольные головки.
Автоматы Леопольда Ламберта пользовались большим спросом как у частных лиц, так и у владельцев дорогих шоколадных, парфюмерных, чайных и табачных лавок, которые охотно покупали большие выставочные экемпляры для оформления своих витрин. Среди наиболее известных автоматов Ламберта - Мефистофель, Китаянка, курящие кукольные автоматы и другие. Кстати, современники писали, что Ламберт любил хороший табак, и сам курил трубку. Поэтому его автоматы так изящно могли пускать дым, что вызывали неизменный восторг публики... Впрочем, некоторые из его автоматов до сих пор умеют это делать.