Когда я завернула на rue du Parc Royal, над головой откуда ни возьмись появилась бабочка (зимой? в Париже?). Она летела рядом, пока я не остановилась возле дома R&D, потом сделала несколько кругов и уселась на фиолетовой эмали номерного знака "10". Пока я фотографировала дом, она неподвижно там сидела. А как стала уходить, бабочка тут же упорхнула.
... Фасад XVIII века с воротми и входной дверью, а также двор сохранились в прежнем виде, а вот сам дом (Hotel de Vigny) немного перестроен. В 1949 году он был приобретен Министерством образования, а сейчас там располагается "Национальный центрдокументации национального наследия" и одна небольшая инвестиционная фирма.
Фабрика Roullet & Decamps самостоятельнопросуществовала вплоть до 1995 года, причем всегда была делом семейным, передаваемым по наследству. Официально компания основана в 1889 году тремя участниками: Жан Рулле, Генриетта Декамп и Генри Эрнест Декамп (Jean Roullet, Henriette Decamps, Henri Ernest Decamps). Однако история началась гораздо раньше.
В 1866 году Жан Рулле открыл небольшую мастерскую в Париже, где делал механические игрушки. Как-то один изобретатель предложил ему чертежи заводной куклы - садовник, везущий тележку. Рулле наладил собственное производство зубчатых колес и других механических деталей, необходимых для ее выпуска, и благодаря этому значительно снизил себестоимость.
Это была первая во Франции дешевая качественная механическая игрушка. Она пользовалась огромным спросом и принесла Рулле известность. Поэтому впоследствии фигурка садовника стала торговой маркой фирмы Roullet & Decamps, а механизм с некоторыми изменениями использовался и для других игрушек.
В 1879 году 19-летняя дочь Рулле вышла замуж за Генри Эрнеста Декамп, работавшего мастером у ее отца. Они вели дела сообща, однако только в 1889 году зарегистрировали совместную фирму, которая в 1890 году впервые была представлена в Лондоне и получила диплом победителя.
Для музыкальных автоматов R&D часто использовали кукольные головки Jumeau, Gaultier, а также немецкой фирмы Simon&Halbig. Фирменный ключ был сделан в виде двух соединенных букв: R&D. Многие автоматы были очень эффектными и роскошно одетыми.
Одной из "фирменных" новинок стала ходячая кукла, которая имитировала человеческую походку (такая кукла у меня сейчас есть, см. ТУТ), а также интересные механические заводные животные со сложными движениями: медведи, тигры, собаки, кошки, кролики, обезьяны.
Был даже крадущийся тигр и жираф, поднимающий и сгибающий шею, цирковые животные, которые играли на барабанах или струнных инструментах, кувыркались и вытворяли прочие трюки. Некоторые из этих игрушек встречаются сегодня чрезвычайно редко: например , павлин, раскрывающий свой хвост из настоящих павлиньих перьев.
Кстати, шкуры игрушечных зверей были покрыты натуральным мехом или кожей, многие издавали весьма реалистичные звуки (специальные механизмы закупались в Германии).
В 1889 году на фабрике R&D работали около 50 человек - часовщики, механики, скульпторы, портные, столяры. Три автомата того времени представлены сегодня в парижском музее ремесел (Musée des arts et métiers): Человек-змея, Крадущийся тигр и Шагающий слон.
Родоначальник компании скончался в 1907 году в возрасте 78 лет, а через два года умер и Генри Эрнест Декамп. Но дело продолжалось усилиями мадам Декамп и ее детей - сыновей Гастона, Павла и дочери Жильберт. Фирма получила название "Veuve Decamps et Fils" ("Вдова Decamps и дети").
В отличие от многих других французских компаний, им удалось сохранить самостоятельность даже в те трудные времена, когда многие фабриканты вошли в синдикат SFBJ. Правда, чтобы выжить, приходилось больше работать не для игрушечного рынка, а для крупных или люксовых магазинов.
В начале ХХ века R&D делала первые электрические большие автоматы для оформления витрин.
Павел погиб в 1915 году, во время первой мировой, а старший Гастон, вернувшись с войны, закончил парижскую академию искусств, и стал играть ведущую роль в семейном бизнесе.
Он оказался весьма талантливым и изобретательным человеком, прекрасным скульптором и механиком. Под его руководством выпускались новые механические игрушки, завоевавшие награды на международных выставках. Так, в 1937 году в павильоне игрушек на Международной выставке в Лодоне была выставлена созданная им фигура профессора, который каждому посетителю писал короткие пожелания - причем, всегда разные.
Компания R&D оформляла анимированные электрические витрины, которые устанавливались в лучших универмагах Парижа, Англии, Бельгии. Большие, сложные сцены с электрическими куклами-авоматами считались настоящей достопримечательностью Европы и Америки в первой половине ХХ века. Они представляли интерес не только с точки зрения дизайна и технического мастерства, но и часто отличались выдумкой, детально воссоздавая события того времени. Например, при открытии магазина Bon Marche в 1909 году Гастон Декамп оформил витрину движущимися сценами экспедиции Роберта Пири к Северному Полюсу.
В 1920-х за стеклами одного парижского магазина можнобыло увидеть трех больших кукол в человеческий рост - пианиста, скрипача, барабанщика. Каждая представляла портрет известного в то время афроамериканского джазового музыканта. Когда сцена приходила в движение, они так живо двигались и играли на своих инструментах, что у люди не замечали, что звучит запись: казалось, что музыканты - настоящие...
Многим запомнилась также фигура человека с электрической ламочкой, которая загоралась после того, как он стучал ею по твердой поверхности. Рядом стоял плакат с надписью: "Говорят, что лампы с металлическими нитями хрупки". Знак переворачивался, когда лампочка загоралась, свидетельствуя об ошибочности этого утверждения.
Некоторые сцены создавались не для рекламы или рождественского формления магазинов, а просто чтобы привлекать и развлекать толпу. Например, в витрине стояла фигура господина в человеческий рост, который иногда громко стучал в стекло и приподнимал шляпу, чтобы привлечь прохожих... Надо сказать, что Roullet-Decamps были не единственными производителями автоматов для торговли, но художественное качество и механические изобретательность их творений получили множество наград, а успехи оставляли далеко позади конкурентов.
Однако эти электрические сцены часто демонтировались и мало что сохранилось от них сегодня. В 1960 году над зданием фабрики нависла угрозa: Hotel de Vigny собрались снести. Чтобы спасти здание, Гастон Декамп организовал выставку по истории автоматов и привлек к ней внимание общественности. Здание уцелело, однако фирма вынуждена была вскоре "покинуть помещение" и в 1963 году переехала в здание неподалеку на rue Amelot, 17-19.
Вот так скромно выглядела витрина этой лавки в 1960-х годах.
В1972 году Гастон Декамп умер, но его дочь Козетта дочь и ее муж Джордж Белланкурт продолжали бизнес.
Однако заниматься производством механических игрушек в условиях конкуренции с эшелонами китайских дешевых заводных игрушек оказалось невозможным, и они сосредоточились только на заказах по созданию электрических витрин. Кстати, они делали механические сцены для постановки сказки Гофмана в Париже.
В 1995 году бизнес был закрыт. Так закончилась самая длинная и последняя глава в истории французских автоматов.
Материалы, пресс-фомы, инструменты и машины, а также образцы игрушек чуть было не отправились на свалку, но благодаря усилиям некольких энтузиастов в небольшом городке Суиллак в живописной долине реки Дордонь на основе коллекции R&D был открыт крупнейший в Европе музей автоматов. Небольшой ролик - репортаж из этого музея можно посмотреть ЗДЕСЬ.
В музее есть даже тот самый первый садовник с тележкой, который стал в свое время талисманом для Жана Рулле.
Tут же можно увидеть и трио джазовых музыкантов, и потрясающую автоматизированную сцену для витрины, которая изображает станцию парижского метро 1920-х годов со множеством забавных персонажей на платформе (когда на станцию приезжает поезд, несколько гусей в испуге выпрыгивают из корзины, которую держит женщина, и несутся по платформе, растопырив крылья, сбивая с ног пассажиров и устраивая суматоху. Несколько гусей соскакивает на рельсы и бегут посередине, а кондукор из приближающегося позда свистит в свисток и тормозит поезд).
"Automates de Vitrine" (автоматические сцены для витрин) были прямыми потомками механических автоматов и важной частью парижской жизни и других городов в течение нескольких десятилетий. Старые парижане утверждают, что сегодняшние "анимированные витрины" - просто детский лепет по сравнению с картинами, которые они когда-то видели...