ПРЕДИСЛОВИЕ: И ЛИЧНО, И ОФИЦИАЛЬНО
Я получила это необыкновенное приглашение еще летом, в июне. Так странно... Семь лет назад приехала в Париж брать интервью у Франсуа Тэмера - лучшего в мире эксперта по антикварным куклам. Это была авантюра чистой воды: я только прикрывалась своей журналистской профессией, на самом деле просто хотела с ним познакомиться. Конечно, интервью потом опубликовала, но даже мечтать не могла о том, что произошло: дружба с этим человеком многое открыла и очень помогла в моем только-только начинавшемся тогда антикварно-кукольном деле... И вот прошло семь лет. В июне (как раз в это время была в Париже ) звонит Сами Один, директор парижского музея кукол, с которым познакомилась уже позже - может, через год после Тэмера. Говорит, мне с Вами надо пересечься -поговорить, я буду по делам в районе Османского бульвара, если вам удобно, подойдите к метро.
Когда мы встретились, пошел дождь, и он завел меня в первое попавшееся кафе, взял две чашки кофе и понес к угловому столику. Я села и почувствовала, что сейчас произойдет нечто особенное. Знаете, почему? Потому что на этом же самом месте, именно за этим же столиком, семь лет назад я встретилась с Тэмером.
Сами Один начинает рассказывать, какую необыкновенную выставку они откроют в конце октября, приуроченную к Празднику кукол, который проводит клуб музея. Мероприятие закрытое, только по приглашениям: приедут самые известные коллекционеры кукол со всего мира, эксперты и проч. И по этому случаю он сейчас сам лично выбирает дилеров, которых пригласит для профессионального участия в празднике. Поскольку публика будет взыскательная и особенная, дилеры - только эксклюзивные. И вот хочет позвать меня - и на праздник, а главное - как дилера.
Сказать, что я ушам своим не поверила - ничего не сказать. Чувство странное такое, как будто что-то нереальное с тобой происходит.
Спрашиваю: "Но ведь есть американские дилеры с заоблачным выбором дорогущих и редчайших кукол", куда мне?!" Улыбается: "Нам важно не количество, а вкус в представлении кукол... И потом я наблюдал за вами все это время: мне нравится, когда прослеживается путь". Честно говоря, даже покраснела до ушей...
Через месяц мы подписали соглашение, но я практически никому об этом не говорила: боялась, что все сорвется. Знаете, как это бывает.
Наступил октябрь и ничего не сорвалось. Зато другая напасть. Радость и гордость сменили жуткий страх и волнение.
Один знает про мои платья, и я думаю, это сыграло не последнюю роль в его решении пригласить меня. Но я практически ничего не успевала сделать! Обшила полностью только пару кукол, ну и еще сделала несколько небольших нарядов.
Вот, кстати, этим двум французским красавицам сшила платья, и среди других (увы, немногочисленных) кукол-участниц они отправилисьт "на бал" Paris Fête de la Poupée.
Так выглядела официальная программа Paris Fête de la Poupée -
24 числа - прием по случаю открытия праздника и новой долгожданной выставки в парижском музее кукол Poupées de Mode du Second Empire ("Модные куклы эпохи Второй Империи").
25 октября весь день отводился для выступлений известных экспертов и исследователей истории кукол. Вот некоторые темы: "Роль женщин в парижской кукольной индустрии", "Куклы в искусстве", "Старый французский фарфор", "История Урэ", "Роль квартала Марэ в кукольной индустрии периода Второй Империи".
26 октября - выставка-продажа только для участников. Как написано в приглашении, "кукольные антиквары были тщательно отобраны и пприглашены из США и Европы. Каждый из них - эксперт в своей области и будет рад рассказать о куклах, которых продает, а также помочь в идентификации куклы по вашему запросу" ( Private antique doll show and sale, exclusively presented for registered guests of the ?Paris Fête de la Poupée?. Antique doll dealers have been carefully selected and invited from the US and Europe. These dealers, each an expert in their own right, will be willing and happy to discuss the dolls they have on display or mystery dolls that you may wish to have identified. Antique dolls, doll clothing and accessories will be
offered for sale).
Я понимала, что если даже я буду там выглядеть слабенько - все равно здорово, что российский антикварный кукольный дилер впервые официально приглашен в качестве дилера, да еще на таком уровне. И я хочу сказать огромное спасибо за это также и всем вам. Всем, кто меня поддерживал, помогал, кто покупал у меня кукол на полном доверии ко мне, от кого я получала столько тепла и отклика, без кого в принципе ничего бы у меня не вышло. Так что это событие - не только моя маленькая победа, это наша общая с вами радость и заслуга.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ВЫСТАВКА И ПРИЕМ В МУЗЕЕ КУКОЛ
Участники фестиваля Paris Fête de la Poupée первыми, еще до официального открытия, увидели выставку "Модные куклы периода Второй Империи" (1852-1870) в Парижском музее кукол. Она расположена в последних двух галереях и занимает 24 витрины. В первой представлены разные типы модных кукол, которые появились на свет в эпоху правления Наполеона III. Некоторые - с богатым оригинальным "приданым": сундучки, наполненные одеждой и аксесcуарами. Отдельный зал посвящен известной кукле Huret - Chiffonnette и ее современному гардеробу, создававшемуся в течение 20 лет американским коллекционером Сильвией Maк Нейл.
Событие сразу вызвало большой отклик и резонанс, так как интерес к моде и декоративному искусству времен Второй империи все больше растет (во Франции сейчас вообще довольно часто проводятся выставки одежды и текстиля этого периода). Роскошная изысканность, талант и утонченное мастерство проявлялись тогда не только в создании "взрослой одежды", но и в детских платьях, и в миниатюрных кукольных гардеробах.
Эти куклы, как и другие игрушки, были не только забавой. Они служили средством воспитания, помогали передать детям нравственные и эстетические ценности родителей, прививали хороший вкус, давали основы шитья и вышивания. Через игру, заботу о кукле они учились умению одеваться, выбирать наряды не только для разных ситуаций, но и для разных периодов самой жизни.
Поэтому в небольшом сундучке умещалась вся жизнь куклы (как ни парадоксально, от рождения до старости). Тут можно найти, казалось бы, совершенно несовместимые друг с другом вещи: одежду "бебе" (крестильное платье, пеленки, нагрудники, чепчики и тд), подростковую (платье для уроков, фартуки для работы в саду, костюмы для купания и т.д.), а также туалеты взрослой дамы: наряды для визитов, для прогулок, для балов, путешествий, свадебное и траурное платья.
Маленькие мамы" второй половины 19 века учились обшивать своих кукол с помощью выкроек, которые появились в детских журналах того времени - таких, например, как La poupee modele. При этом ребенок как бы отражался в кукле: очень часто девочки мастерили одежду для нее, используя свои старые платья, из которых выросли. Но, конечно, дорогие куклы заслуживали большего, и иногда получали в подарок роскошные аксессуары, обувь, великолепные наряды и изящные безделушки, продававшиеся в модных кукольных магазинчиках, которых в эпоху Наполеона III в Париже было множество.
Самые именитые и богатые родители могли себе позволить подарить дочери куклу, одетую лучшими паржикими модными домами класса люкс. Например, даже от Чарльза Ворта, как вот это великолепное бальное платье из шелкового сатина, представленное на выставке.
Однако куклы времен Второй империи очень редко служили манекенами для какого-то определенного модного дома (как было раньше, во времена "пандор"). Теперь это скорее исключение. При Наполеоне III кукла из манекена превращается в учителя, проводника, друга, помогающего на практике осуществить идеи и умения, изложенные в модных журналах, открывающего детям тайны мира моды.
Похоже, таким учителем модная кукла Второй империи остается до сих пор, помогая постигать стиль, приемы шитья и вкусы того времени. Не случайно вторая половина выставки в музее кукол посвящена результатам 20-летнего труда американки Сильвии Мак Нейл, создвшей копии более 200 предметов - платьев, шляпок, муфточек, носочков и перчаток для своей роскошной Урэ. Специально к этой выставке она издала книгу, где опубликовала фотографии всех этих вещей.
После того, как гости ознакомились с выставкой, для нас накрыли небольшой фуршет, и директор музея Сами Один откупорил первую бутылку шампанского. На французский манер, без пышных речей. Люди начали общаться между собой, и мое главное приобретение в процессе неформальной части - знакомство с легендарной фигурой французского кукольного мира Monique Couturier (Кутюрье - это такая фамилия). Моник - многолетний и главный специалист, эксперт и исследователь истории куклы Блюэтты и ее гардероба, автор многих книг и статей на эту тему. Мы обменялись координатами, и я надеюсь снова встретиться с мадам Кутюрье и поговорить подробнее о главном деле ее жизни.
Сфотографировала ее с директором парижского музей кукол Сами Одиным, который очень дружен с Моник и даже называет ее своим ангелом-хранителем.
А я, в свою очередь, подобные слова искренне сказала самому Сами, когда он выдал мне карточку участника фестиваля-праздника кукол.
Только вот на табличке было написано ILMIRA STEPANOVA, FRANCE. Когда я спросила, почему Франция, он честно ответил: "Не знаю..." Потом решил сделать комплимент: "Ну... наверное, потому что вас знают во Франции!". В утешение привязал ко мне шарик и сделал фото на память. Про шарик я потом совершенно забыла, - так и шла по парижским улицам, но никто не обращал на меня внимания, как будто так и надо. Хороший город Париж: все радостное - нормально, и не вызывает удивления...
ДЕНЬ ВТОРОЙ: ПЯТЬ РАССКАЗОВ
Второй день праздника Paris Fête de la Poupée был посвящен выступлениям авторов книг и исследователей по разным аспектам кукольной истории. Всего этих выступлений было пять, и сегодня мы хотя бы коротко и конспективно с ними ознакомимся.
1. История KIMPORT
Первая лекция Лоретты Нардоне, исследователя и секретаря UFDC, была посвящена куклам американской компании Kimport. Если честно, лично я к ним совершенно равнодушна. Но c интересом посмотрела старый документальный фильм про Международную Колониальную Парижскую выставку 1931 года, имеющую отношение к истории Кимпорт. Тогда в Париже были выстроены огромные сказочные дворцы с драконами, по улицам водили слонов и верблюдов, всюду стояли велканьи кадки с заморскими растениями. Кукольный мир так тесно связан с историей, что "по случаю" всегда приоткроется нечто неожиданное.
Владельцы небольшого семейного бизнеса McKim Studios, занимавшиеся лоскутными одеялами, отправились в 1931 году в Париж на эту выставку с двумя маленькими дочерьми. Девочки были в восторге от кукол, одетых в национальные костюмы, и родители купили им несколько кукол в качестве сувениров. Кто бы мог подумать, что это станет началом большого успешного дела!
По приезду предприимчивые родители увидели, что эти куклы привлекают внимание не только их чад, но и многих других детей и даже взрослых (тогда вообще был большой интерес к изучению обычаев народов мира). Так появилась идея выпускать кукол в национальных костюмах различных стран. При содействии Департамента торговли США начали искать художников за границей, которые могут изготавливать кукол. Американские консульства помогли наладить такие контакты, и к началу 1933 года был опубликован первый каталог.
Куклы в национальных костюмах разных стран стали пользоваться большим спросом не только в Америке, но и за границей. Основатели фирмы гордились, что дают работу многим художникам из других государств, которые, в свою очередь, пропагандируют культуру своей страны.
При этом компания Кимпорт применяла весьма грамотный маркетинг, основные инструменты которого действуют и сегодня. Например, именно она впервые стала предлагать кукол с возможностью выкупа в рассрочку. Покупатель мог вернуть куклу, если она ему не понравилась. Первой начала устраивать "путешествующие выставки-продажи" ( ездили со своими куклами по всей Америке) и первой стала выпускать недорогую газету для коллекционеров кукол "DOLL TALK".
Но началась Вторая мировая,появились трудности с ввозом иностранного товара. Пришлось сосредоточиться только на продаже американских и антикварных кукол, и дело потеряло прежний размах. Наследство перешло к сыну, а в 1985 году бизнес и вовсе прекратил свое существование.
Однако иметь самое общее представление о компании Кимпорт следует хотя бы потому, что их "чулочных" кукол (cloth dolls) иногда ошибочно принимают за поздних Ленчи. А еще их кукол в русских костюмах иногда атрибутируют как сувенирных "наших" (фото сверху справа). Или происходит обратное: наших "чулочных" выдают за американских. Вообще-то у Кимпорт обычно пришивалась бирочка (синий овал), но она не всегда сохраняется.
2. На дне кукольной чашки
Теме старого французского фарфора была посвящена лекция Маргарет Кинкэйд, американского эксперта и дилера.
Старинный миниатюрный кукольный фарфор - один из любимых аксессуаров коллекционеров кукол. Большая часть небольших фарфоровых фабрик, выпускавших эти изящные вещи, с 1750 до конца 1870-х была сосредоточена вокруг Парижа: их насчитывалось более тридцати. Некоторые художники, сотрудничавшие с маленькими фабриками, выпускавшими кукольную посуду, хорошо известны своими работами в Лиможе и Севре, которые тоже, конечно, не обходили вниманием кукольную тему.
"В то время было популярно разнообразие стилей, поэтому собирать кукольные сервизы того времени очень интересно, - говорит Маргарет. - Иногда поражает тончайшая работа - бывает, на дне кукольной чашки нарисован, например, крохотный цветок".
В ее семье сохранился миниатюрный туалетный набор в оригинальной коробук, который купил ее дедушка в Париже на Османском бульваре для своей маленькой дочки - будущей мамы Маргарет. Он был довольно простой, но изящный, с тонкой зеленой окантовкой (фото внизу, слева).
Маргарет не поленилась и привезла в Париж некоторые из экспонатов своей коллекции - они в таком состоянии: будто их только что вынесли из парижской кукольной лавки.
Кроме того, что эти изящные предметы когда-то воспитывали вкус и радовали своих маленьких владельцев, они обучали девочек искусству сервировки стола.
А сегодня такой набор украсит и разнообразит любую кукольную коллекцию.
3. Кукольные отражения
Тему "Куклы в искусстве" представляла Жанет Гула, Вице-президент американского клуба коллекционеров UFDC. "Если вы знаете, - говорит она, - что дети 18-го и 19-го века часто имели только одну куклу, которая была их спутником и другом на протяжении всего детства, вы лучше поймете ту значительную роль, которую играли куклы в жизни ребенка и почему живописцы так часто изображали их вместе.
Она попыталась выяснить, какие именно куклы, каких фирм запечатлены на известных портретах в руках у детей. Среди многих прочих примеров приводилось несколько полотен русских художников (прямо-таки готовая тема для искусствоведческой диссертации по "неохваченной" у нас теме!). Кстати, Жанет считает, что русские живописцы может быть даже чаще других изображали кукол.
Вот лишь несколько примеров. "Портрет великой княжны Марии Николаевны" кисти Маковского. В руках у русской княжны - французская кукла-бебе Франсуа Готье (Francois Gaultier), модель Scroll-mark (маркировка этой модели F. G. "в свитке").
А это Андрей Рябушкин (1861-1904) "Девочка с куклой". Рядом с девочкой - модная французская кукла фирмы Rohmer.
В качестве иллюстрации к теме выступления была продемонстрирована и фотография семьи последнего российского императора. Как заметила Жанет, у детей Николая Второго - самые распространенные в то время, качественные, но недорогие немецкие куклы.
Французская художница Берта Моризо ("Маленькая девочка с куклой") изобразила редкую французскую куклу Шмидт (Schmitt & fils):
Список можно продолжать долго: материала у Жанет хватит, наверное, на целую книгу...
4. Женское соперничество
Коллекционер с 30-летним стажем Линн Муррэй рассказала о кукольных фабрикантах - женщинах, которые жили в одно время, во второй половине 19 века, даже работали в буквально в 300 метрах друг от друга на Османском бульваре, и которые стали настоящими звездами золотого века кукол. Речь идет о мадам Ромер и мадам Урэ. Обе они не имели детей, прожили длинную и насыщенную жизнь, но между собой никогда не дружили. Более того, Урэ подала в суд на Ромер, и эта тяжба оказалась довольно длинной и сложной. На картинке слева - кукла Урэ, справа - Ромер. (ктстати, есои кому-то интересно, у меня есть пост об Урэ - см. тут: //amiancien.livejournal.com/14389.html, а подробнее о Ромер как-нибудь еще непременно напишу).
Аделаида Урэ первая создала модели с гутаперчевыми телами определенных пропорций. Эти куклы выпускались очень небольшими партиями и стоили очень дорого, так как процесс их создание был весьма трудоемким, а отливки создавали лучшие скульпторы. Но при этом отбоя от заказчиков не было. Леонтина Ромер позаимствовала идею, но создала свою технологию, преимуществами которой являлась более дешевая цена и прочность материала: она использовала оценикованное дерево, в отличие от хрупкой гутаперчи.На картинке ниже слева- Урэ, справа- Ромер. На крайней справа - та же Ромер, но одетая. Ее куклы начали получать медали на международных выставках и тоже стали пользоваться популярностью. Мадмуазель Урэ попыталась приструнить соперницу, но та все-таки выиграла многолетний суд. Однако кукол "типа Урэ" выпускать прекратила.
Сегодня мало кто помнит об их соперничестве, время все расставило на свои места. Урэ по -прежнему одна из самых дорогих, желанных и, увы, редких кукол. Куклы Ромер очень ценятся и считаются одними из лучших французских модных, но все-таки дешевле и встречаются чаще. Однако Ромер с оцинкованным покрытием тела - может быть еще большая редкость, чем Урэ, и стоит почти столько же. До наших дней в основном дошли куклы с кожаными телами и фарфоровыми руками, как на последней фотографии внизу.
5. LANVIN
Небольшой рассказ Лори Сантамура, исследователя и автора книг из США, был посвящен работам известного французского модного дома Ланвен. Точнее, детской одежде, которую создавала Жанна Ланвен в начале 20 века. Дело в том, что эти модели в то время многие девочки копировали для своих кукол, и потому имя Ланвин с ними связано. Не случайно даже мастерскую мадам Ланвен украшали куклы и игрушки. Обратиться к детской теме подтолкнула дочь модельера Мари-Бланш.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ: ПРО СТАРУШКУ В ГОЛУБОЙ ШЛЯПКЕ И ДР.
Третий, последний день праздника Paris Fête de la Poupée был посвящен выставке-продаже около двадцати дилеров из Европы и Америки.
... Это было мое первое в жизни участие в "заграничном" закрытом мероприятиии в качестве приглашенного дилера: почетно, конечно, но слишком ответственно, волнительно, и просто, между нами и честно говоря, страшно. Но когда я сообщила об этом в ЖЖ, неожиданно получила столько искренних поздравлений, поддержки и теплых слов, что даже временами не могла удержать слез, честное слово. Все страхи и волнения ушли: я больше не чувствовала себя в одиночестве. Как-то поверила, что все само собой будет нормально ))
Огромное вам всем за это спасибо и низкий поклон!
Сразу ухочу поделиться может быть главным впечатлением того дня - снимок совершенно случайный, я просто фотографировала зал, но когда увидела, что было в центре, эти полные детского удивления глаза - обалдела. Старушка в голубой шляпке - французский коллекционер кукол. По-моему, она невероятная. Светловолосая дама рядом со старушкой - известный французский дилер по имени Мари Лен. Работает в основном с американцами.
С Мари Лен мы знакомы несколько лет, но как-то шапочно. Я ни разу даже у нее ничего не купила. А вот на фото слева - коллекционер и дилер Франсуаз, которую я нежно люблю, и которая стала моим проводником и другом в мире кукол. Франсуаз абсолютно не знает английского, и это из-за нее я непонятно как заговорила по-французски. Просто она делилась вещами, которые мне были близки, и я начинала ее понимать. Она показывала и разрешала фотографировать такие платья, которые не смогу увидеть никогда и нигде... Она отдавала мне дорогих кукол на полном доверии, часто даже без аванса. Без нее мне было бы трудно преодолеть некий барьер даже в профессиональном смысле... Она знакомила меня с французскими коллекционерами, отдавая "явки и пароли". Она так аристократично выбирает кукол, с таким вкусом и разнообразием, что на многое начинаешь смотреть ее глазами.
Когда проникаешь вглубь этого мира, понимаешь, насколько он закрыт, иногда за семью печатями, и многих его тайн никто никогда и не узнает... Между прочим, это именно Франсуаз нашла куклу Урэ, принадлежавшую Гюго, и несколько лет держала у себя. И только она знает ее историю, и кто когда ею владел, но это по разным причинам остается "за скобками". Она не любит рассказывать все-все (вообще человек немного закрытый, непубличный). А когда отправила эту Урэ на американский аукцион, тут пошло-поехало... Она вообще часто подолгу держит кукол, а когда продает что-то особенно дорогое ее сердцу, то очень избирательно. Например, ее сын вырос с Полишинелем Жюмо, сидевшим у него в детской. Сын вырос, и она решила продать Полишинеля, но предлагала его избирательно. Я была ужасно рада, что смогла тогда найти покупателя у нас, и сейчас это чудо живет в России, где так мало подобных вещей. Пусть немного "не в тему", но хочется показать вам эту удивтельную редкую куклу. Справа - тот самый Полишинель ее сына, а слева - стенд Франсуаз, точнее его часть, на празднике кукол.
... Выставка-продажа открывалась для гостей праздника в 10 утра, а участники должны были приехать к семи. Я опоздала всего минут на 10, но многие более опытные дилеры уже давно были там, выстроили свой стенд и побежали осматривать, что у коллег. Скупали друг у друга редкости, так что первые сливки к самому началу были сняты )) Потом все смеялись, что между собой купили больше, чем посетители.
Кстати, на одном из стендов европейского дилера у меня произошла встреча ... с "бывшей моей" куклой Урэ, которую продала два года назад одной американке. Но... вот это да! Теперь она стоила на 9 (девять!) тысячи евро дороже, зато приобрела сундук с дополнительными платьями, сумочками, аксессуарами. Кукла переоделась, поменяла парик, который точно ей больше идет, но ее родное платье стояло рядом. И даже с бантиком, который я пришила на талии, когда нашла старинную ленту точно такого же цвета. Приятно было почему-то встретить свой бантик :) Слева - моя фотография этой куклы, справа- фото с выставки-продажи.
Продажи вообще шли так себе. У кого-то не купили ни одной куклы, у кого-то две-три. В основном гости закупались кукольными аксессуарами и нарядами.
Я продала двух: модную улыбающуюся Брю и Жюмо с закрытым ртом (обе были одеты накануне в результате спешного ночного шитья). Еще взяли почти все платья и много кукольных аксессуаров (специально полгода копила). А самым первым ушел удивительный экспонат, который сама встретила впервые в жизни: почтовый детский набор 1880 года в родной коробке. С игрушечными письмами, штемпелями и деньгами... Даже сфотографировать не успела.
Вообще, подводя итоги, скажу честно: я не была в числе лучших, но и не была на последних местах. Конечно, чтобы из среднего ряда переместиться в первый, нужно иметь больше разнообразных интересных редких вещей.
Однако и это еще не все. Надо уметь представлять свою выставку. На лучших стендах куклы буквально "жили": сидели в старинных креслах, сопровождались различными аксессуарами, платья продавались в красивых коробках... Я, конечно, прекрасно понимаю, сколько огромного труда, времени и трат за этим стоит, но сказка того стоит...
Еще было приятно превращаться из виртуальной персоны в реальную: меня узнавали, некоторые американские дилеры были, оказывается, моими клиентами. Увидев мою визитку, бросались обниматься: ой, Вы респектфулбиар?? (по названию моего англоязычного сайта). Приятно было увидеть многих "живьем". Например, давним покупателем моих платьев была Линн из Норвегии. В жизни оказалась чудесным интересным человеком. В молодости работала моделью в Париже, сейчас у нее адвокатская контора в Осло, а главное - свой частный музей кукол, который она собирала 25 лет. Если кто-то из вас соберется в Осло, дам контакт.
Что касается впечатлений от публики, в основном это были богатые американские глубокие пенсионерки очень преклонного возраста. Конечно, не стопроцентно, но значительная часть. Кукол рассматривали взыскательно, но без блеска в глазах. Знали, чего хотят (первым делом спрашивали Урэ, раннего Штайнера, Брю, модных с деревянными телами). Довольно равнодушно проходили мимо кукол "второго ряда". Всегда торговались (ни одной даже самой недорогой мелочи без торга не брали). Вообще смотрели на кукол как на приятный глазу товар.
И тут я вспомнила НАШИХ... Если бы я могла, я бы в вашу честь просто гимн сочинила.
Мы с вами вместе пока еще не так образованны, конечно, в "кукольно-историческом" смысле. Но столько ЛЮБВИ, вкуса (и к самим куклам, и к деталям, и к кукольному костюму) я не встречала, как у наших. Это правда. Многие из вас не называют себя коллекционерами, говорят: "я просто люблю старинных кукол", но это ведь и есть - главное. Когда насмотришься, как некоторые американцы одевают своих кукол, волосы дыбом встают, а когда вижу, с какой любовью и трепетом многие из вас фотографируют, одевают своих подопечных, как тонко чувствуют этот волшебный хрупкий мир и его красоту, все встает на свои места, и хочется работать, рисковать и идти с вами дальше.
... А теперь - просто смотрим картинки с выставки-продажи парижского праздника кукол (две последние фотографии - это мой скромный стенд).
И будем надеяться, что наши с вами кукольные праздники еще продолжатся.