"Etrennes" в переводе с французского - новогодние подарки. А "Jouets" - игрушки.
В конце XIX-начале XX века Париж встречал зимние каникулы, весь оклееный роскошными плакатами на рекламных тумбах, зазывавших покупателей в новые большие универмаги за подарками. А главными подарками и сюрпризами были, конечно, куклы и игрушки для детей (впрочем, не только для них).
Давайте прогуляемся по новогоднему Парижу того времени и поглазеем на эти незабываемые афиши. Но сначала - небольшой эпизод "на тему", который случился лично со мной...
Как-то купила у одного букиниста на парижском блошином рынке большой старинный плакат с Полишинелем и Арлекином, разгружающими тележку с игрушками - реклама игрушечной лавки в Монпелье начала XX века. Автор - малоизвестный художник Paul Poncet.
Повесила у себя дома на стене и радуюсь: стоит только на него взглянуть, как настроение улучшается. И вот как-то произошло следующее.
Мы с мужем иногда практикуем обмен "домами": люди из другой страны приезжают к нам, а мы в это время едем в их дом (отлично работает, между прочим!). Договорились об обмене с одной очень пожилой парой с юга Франции, которая на старости лет решилась впервые приехать в Россию, в Петербург. В аэропорту их встретили наши друзья и отдали ключи, так как мы в это время были уже во Франции. Мы волновались, как они там обустроятся, и вот наконец приходит емэйл от нашей гостьи:
"Ильмира, как только зашла в вашу комнату, я... заплакала. Я была потрясена!.. Этот плакат на стене - маленькое чудо. Дело в том, что в детстве я жила в Монпелье. И когда мне было 6 лет, мама привела меня в магазин игрушек - тот самый, название которого написано на плакате. Я давно забыла, что мне там купили, но до сих пор хорошо помню необыкновенное впечатление от самого магазина. Там ездили сверкающие поезда, огромные корзины были наполнены игрушками, они висели на стенах, свисали с потолка, невероятной красоты куклы стояли в витринах, это было похоже на сон, на сказку... На следующий год я с нетерпением ждала, что мы снова пойдем туда, но мама сказала, что магазин закрыли навсегда, и сейчас там кинотеатр. То есть я была среди последних детей, которые побывали в этой сказочной галерее...
Я потом не раз была в Монпелье, и всегда волновалась, проходя мимо этого здания... Так странно, что здесь, в Петербурге, я встретилась с волшебным моментом моего детства".
Такая маленькая история.
... С появлением первых больших парижских универмагов во второй половине XIX века появилась необходимость в рекламе, и поначалу картинки на этих плакатах в преддверии новогодних продаж игрушек выглядели статично и спокойно, чаще всего в серо-голубых или песочно-коричневых тонах.
Но чуть позже эти афиши резко изменились и наполнили парижские улицы движением и новыми красками. Легкие, радостные, иногда смешные картины создавались в основном акварелью. И главным законодателем моды и стиля в этой области стал художник, полностью посвятивший себя плакату и афише, - Жюль Шере (Jules Cheret, 1836-1932). Он так преуспел на этом поприще, что его работы в 1889 году получили Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Вот некоторые из его плакатов, посвященных Jouet etrennes, которые всегда наполнены какой-то игрушечной вакханалией, полетами и безумством!
Были, конечно, и другие художники, работавшие в интересующей нас теме. Например, Verneay Charles -
Или Firmin Bouisset, известный рекламой печенья и шоколада Menier. Его афиши немного спокойнее и более правдоподобны:
Благодаря другому его плакату мы можем узнать о несколько неожиданной страничке истории: в Париже того времени рекламировались и игрушки... из России!
Кстати, тему России в парижской игрушечной жизни конца XIX века отражали и другие афиши:
Чаще всего в роли зазывал на игрушечно-кукольные базары того времени выступал не Санта Клаус, а Полишинель, Арлекин или Пьеро:
Хотя знакомый всем Санта Клаус на праздничных плакатах, конечно, тоже присутствовал, но все-таки реже. И поскольку безумствовать и шалить, как цирковые персонажи, он в силу возраста и статуса не мог, место ему отводилось вполне традиционное...
А порой даже довольно скромное. Как здесь, например, где мы видим его со спины или где-то незаметно наверху.
Эти горы игрушек на картинках - не выдумка художников: в конце XIX-начале XX века парижские прилавки на самом деле были переполнены ими.
Специальный транспорт загружали коробками, свертками и везли к большим универмагам, где все это выставлялось на радость публики. Тому свидетельство докмуентальные фотографии из французского архива...
Здесь, у витрин галереи Лафайет начала позапрошлого века, мы и завершим нашу небольшую новогоднюю прогулку во времени.
Спасибо компанию :).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
P.S. Для тех, кто не устал от мелькания афиш и хочет продолжения банкета, - ниже еще несколько афиш с игрушками-подарками...
Для тех, кстати, кто интересуется кукольным костюмом, на этих плакатах найдется много полезного.