Оригинальный костюм не только создает неповторимый образ старинной куклы. Это еще и зеркало кукольной истории, моды, имена знаменитых модисток и модельеров. Есть коллекционеры, для которых он представляет отдельный серьезный интерес. Тем более, что платье иногда является даже большей редкостью, чем кукла, которая его носит...
Такие платья встречаются редко не только потому, что делались небольшими партиями. Они еще и более хрупкие, чем куклы: изнашиваются от времени, страдают от пыли, солнечного света, небрежного хранения (иногда попадаются вещи, не только побитые молью, но и поврежденные чердачными мышами).
В начале ХХ века, когда большинство коллекционеров кукол сосредоточились в Америке, многие не считали важной оригинальную кукольную одежду, или ценили только ту, что была в безупречном состоянии. Они с легкостью переодевали своих фарфоровых красавиц в костюмы, сшитые по моде начала ХХ века, а старые выбрасывали.
Так или иначе хорошей кукольной одежды с каждым годом становится все меньше, а ее ценителей - все больше.
Сегодня необходимо обращаться к историческим материалам, рисункам, чтобы узнать, например, что большинство шляп и чепчиков раньше отделывались перьями и пухом, а юбка кроились так, чтобы со спины выглядела длиннее. Воссоздание одежды по старинным выкройкам - один из наиболее приятных и познавательных опытов в коллекционировании кукол.
Однако никакая книга не способна заменить чувственный опыт, когда есть возможность повертеть в руках настоящий кукольный костюм, рассмотреть его детали, изнанку, швы. Тут важно все: ощущение веса, текстуры и толщины ткани, способы, с помощью которых созданы различные детали, как выполнена шнуровка, оборка, как заложены складки, как скомбинированы декоративные элементы, - имеет значение каждая мелочь!
Прикосновение к старинному платью может рассказать многое. Иногда внутри него в буквальном смысле слова зашит маленький секрет ? крохотная монетка, нательный крестик, чьи-то вышитые инициалы, неприметный засушенный цветок?
В \"ранних\" нарядах 1850-1870х годов, обычно удивительный тонкий, практически невидимый аккуратный внутренний шов ? а это ведь нелегкая ручная работа, выполнявшаяся при свечах.
Отделки скромны, но подобраны с безупречным вкусом, лаконичный крой ? идеальный, ничего лишнего, но при этом конструкции очень сложны и эффектны. Например, порой вроде бы обычная плиссированная юбка (cartridge-pleated) при ближайшем рассмотрении оказывается не так проста: красивую форму и полноту позволяет достичь скрытый ряд второй плиссировки, пришитой изнутри.
Благодаря умениям и виртуозному мастерству манипуляции тканями - без кружев, бусинок, и прочих украшательств - кутюрье конструировали костюмы, которые становились настоящими произведениями искусства. Достичь совершенства помогало чувство ткани, разнообразная ее обработка с помощью вшитого шнура, драпировки, зубчатой отделки, сборки. Как, например, у этого платья из мастерской Эрнестины Жюмо:
Даже бант ? совсем не тот \"бантик\", который сейчас просто завязывается. Это иллюзия банта, виртуозно созданная из разных элементов и \"замятая\" так, что даже если вы распорете его и попытаетесь повторить, получится похоже, но как-то по-другому.
... Со временем, ближе к 1880м годам, костюм становится более богатым, броским и блестящим, но в нем меньше тонких деталей, отделка скорее призвана пустить пыль в глаза. А стоит рассмотреть изнанку - увидишь спешку и шероховатости: необработанные швы, крупные неровные стежки.
Интересно: \"ранние\" ткани порой и сохраняются лучше, чем выпущенные позже, так как более качественные. Особенно это касается шелка. Одежда 1860-1880 х годов довольно часто остается в хорошем состоянии, только некоторые места выцветают и есть потертости в складках. А вот кукольные шелковые костюмы периода 1900х годов практически невозможно встретить в приличной сохранности.
Кстати, тогда же появились и вовсе невообразимые прежде приемы: кружева, ленты, отделочные детали даже не пришивали, а? приклеивали (!) к основе платья, как здесь:
Но кукольный костюм ? отражение фабричной истории кукол.
В то время производители стали больше ориентироваться не на качество, а на новшества и трюки, позволявшие выпускать больше продукции, не слишком вкладываясь в дорогие материалы. Да и переменчивая публика требовала диковинок: говорящих, ходячих, двигающихся кукол, и предпочитала их более классическим ? качественным, но молчаливым.
Не удивительно, что эта ситуация коснулась и костюма, который внешне становился эффектнее, но дешевле по затратам и себестоимости.
А вот кукольное нижнее белье менялось не так стремительно, по-прежнему демонстрируя лучшие образцы ручного шитья. Кстати, по этой причине его часто затруднительно точно датировать.
Дело в том, что до конца XIX века заказы на белье чаще всего выполняли надомницы и монашки, передававшие доход обители или на благотворительные цели. Их методы и стиль работы долго оставались прежними.
Конечно, появилось и фабричное нижнее белье. Так, компания Jumeau изготавливала свои фирменные легко узнаваемые рубашки, качество которых с годами менялось не в лучшую сторону, поэтому время их выпуска определить нетрудно.
Вот одна из рубашек 1880х годов -
А вот это уже рубашка конца 1890х
Но если говорить о миниатюрных гардеробах, старательно сшитых в домашнем кругу членами семьи для своих кукол, - то они были куда менее восприимчивы и к новейшим тенденциям моды, и к рыночному темпу. Их по-прежнему аккуратно и без спешки мастерили по журнальным выкройкам, из старых использованных тканей. Тем более, что куклы часто продавались практически неодетыми (наличие платья значительно их удорожало).
А самые лучшие костюмы выполнялись профессиональными модистками - как на дому, так и в мастерских. Зажиточные семьи часто имели в услужении мастерицу, которая регулярно приходила в дом, обшивала детей, а заодно и их кукол. Такая одежда чаще всего сделана очень тщательно, с учетом модных тенденций, из обрезков дорогих тканей.
Кукольные фабриканты также нанимали талантливых кутюрье или даже использовали навыки собственных жен в изготовлении костюмов (многие из них были модистками). В Париже были целые улицы с портновскими мастерскими, обшивавших исключительно кукол и отправлявших в магазины огромное количество сундучков с роскошными гардеробами.
В них умещалось много одежды, поэтому до наших дней дошли миниатюрные версии старинных костюмов разных периодов. Чтобы их атрибутировать, нужно иметь представление не только о модных тенденциях разных лет , но знать историю производства кукол, разбираться в тканях, так как один из ключей к датировке костюма ? цветовые сочетания, использовавшиеся в ту или иную эпоху.
Наконец, существовали наряды, созданные специально для коммерческих шоу-показов. Богатая отделка часто делалась только впереди платья, да и та порой просто из бумаги. Детали скреплялись наспех большими стежками или булавками. Главной задачей было дать общее представление о тенденциях моды. Конкуренция - жесткая, мода менялась слишком быстро, поэтому изготовители кукол старались с минимальными затратами продемонстрировать роскошные образцы.
В ХХ веке раскрой стал механическим: огромные партии похожих кусков вырубались одним движением машины. Однако многие фабриканты все-таки ежегодно меняли фасоны кукольной одежды, как того требовала мода.
Особую роль играла одежда французской модной куклы, позволявшая экспериментировать и демонстрировать новые тенденции в мире взрослой высокой моды.
Не случайно некоторые платья для модных кукол конструировались лучшими парижскими дизайнерами, даже такими известными, как Ворт.
Кукольная мода чаще всего следовала за детской, но иногда опережала ее. В некоторых коллекциях есть примеры, подтверждающие, что одежда для девочек выпускалась как копия уже существующей кукольной.
Удачные модели кукол могли оставаться на рынке долгое время, но их костюмы - отражались в зеркале времени всего лишь несколько кратких лет, чтобы потом исчезнуть безвозвратно? Потому так ценно для нас сегодня каждое сохранившееся оригинальное кукольное платье.