|
>> Назад к разделу: СТАТЬИ О КУКЛАХ >>
Так называемые "праздничные" куклы существуют в Японии уже много веков. Обычно они на подставке, изображают героев, самураев и знатных дам. Эти куклы из дерева, бумаги, глины и ткани, связанные с различными праздниками и обычаями, никогда не были игровыми и предназначались только для рассматривания. Кстати, именно о них писал знаменитый японский поэт Бусон: "Вот из ящика вышли... Разве ваши лица могла я забыть? Пара праздничных кукол..." Но немногие знают, что именно в Японии появились игровые куклы, давшие толчок для европейских производителей. Считается, что золотой век кукол - это Франция 19 века, а знаменитое семейство кукольных фабрикантов Jumeau впервые представило Европе куклу-девочку Jumeau-Bebe. Однако эту идею - превратить куклу в ребенка - французские производители позаимствовали... у японцев. На международной выставке в Лондоне в 1851 году впервые была представлена японская кукла-ребенок с фарфоровой головой и сгибающимися руками и ногами. Этот образ стал своеобразным толчком для нового движения в кукольной индустрии Европы, которая только-только начала открывать для себя японские традиции: в те годы после двухсотлетней самоизоляции происходило бурное вовлечение страны Восходящего Солнца в мировую торговлю и политику. Между тем еще в период с середины XVIII века и до 1868 года огромную популярность в Японии получили куклы ichimatsu ningyo, изображавших детей. Их называли так по имени известного актера 18 века из театра Кабуки, игравшего женские роли. Они не только представляли детей по своим пропорциям и внешнему виду, - они передавали сам дух японского ребенка: веселый и озорной. Кукла была легкой, с мягким телом, с париком из человеческих волос и со стеклянными глазами. Лицо делали из папье-маше, бамбука, воска или дерева, покрытого особым натуральным материалом под названием gofun (смесь из порошка ракушек, обожженных специальным образом, клея и папье-маше). Лица этих кукол тщательно расписывалось "теплыми красками", глаза чаще всего были стеклянными. Их обычно поставляли на рынок раздетым, что тоже стало откровением для европейского рынка. Во-первых, европейцев немного шокировало то, что японские мастера не стеснялись делать для детей кукол с анатомическими подробностями (они имели обозначение половых органов). Во-вторых, в те годы одежда буквально зашивалась на кукле, и ее невозможно было сменить или снять. А японская позволяла одевать ее по вкусу хозяев или предлагалась с набором костюмов и аксессуаров. Игровые куклы стоили дешево, и призваны были не радовать глаз за стеклом витрины, а дать детям возможность играть с ними. При этом они были высокого качества: этих кукол делали мастера своего дела - известные скульпторы и ремесленники, передававшие свое умение от отца к сыну. Поэтому, несмотря на невысокую цену, кукол обычно тщательно берегли, а когда девочка в доме вырастала, накануне свадьбы она отсылала своих кукол в дом жениха как знак особого доверия и соединения своей прошлой жизни с будущей. Начиная с 1870-х годов, японцы начали экспортировать игровых кукол в Америку и Европу. Во Франции в те годы были распространены совсем другие куклы - роскошные, дорогие, класса "люкс". Поэтому японские быстро нашли свою покупательскую нишу среди тех, кто не мог позволить себе приобретение дорогих фарфоровых красавиц. Уловив эту новую тенденцию, французские и немецкие фабриканты начали выпускать кукол с восточными лицами, в традиционной японское одежде. Например, хорошо известны куклы компании Simon & Halbig (Германия), SFBJ (Франция). Особое распространение они получили в начале ХХ века.Так, один из фабрикантов Зоннеберга сделал заказ местном скульптору: создать на основе японской куклы ее прототип японской. В результате стиль этот стал называться Motschmann или Taufling кукла. Она изображала младенца с лицом из композита или воска, стеклянными глазами, матерчатым телом и с "говорящим" механизмом внутри живота. Настоящей вершиной кукольного искусства японских мастеров считается серия подарочных игровых кукол, которые в 1927 году были отправлены в Соединенные Штаты Америки в качестве дара Японии. Это 58 больших кукол-девочек, одетых в шелковые цветастые кимоно, каждая из которых сопровождалась аксессуарами в виде лакированной мебели, чайных наборов, фонариков, складных ширм и зонтов, а также украшениями. После первой мировой войны, когда кукольная индустрия Германии переживала не лучшие времена, японцы попытались, наоборот, начали копировать европейских кукол (в частности, немецких) и экспортировать их в Соединенные Штаты Америки. Японская фирма Morimura Brothers известна как основной производитель таких кукол. Она была зарегистрирована в Нью-Йорке и выпускала кукол примерно с 1915 до 1936 года. Одна из самых известных их моделей называлась Чио-Чио-Сан. Однако большая часть продукции напоминала немецких кукол, - только, правда, не самого лучшего качества. Традиционные игровые куклы оказались непревзойденными, и сегодня среди коллекционеров ценятся именно японские куклы-дети конца XIX - начала XX века. Ильмира Степанова, Петербург 2024 |
|||||||
|