|
Потерянный кукольный дом
//spb.aif.ru/issues/693/09 Жила-была старая кукла. У нее были карие теплые глаза, которые не умели закрываться и все время смотрели немного в сторону, как будто о чем-то задумалась. Хотя у нее были длинные волосы и почти истлевшее кружевное платье, она носила имя Арманд. Историю куклы никто не знал, сохранилось лишь семейное предание, что ее привезли из-за границы в начале двадцатого века. Как она уцелела в Петербурге в вихре исторических передряг, было совершенно непонятно. Если бы куклы умели говорить, мы бы наверняка услышали удивительную историю, но они умеют хранить тайны. Впрочем, кое-что, оказывается, узнать все-таки можно. — На самом деле никакой загадки в том, что кукла носила мужское имя, нет, — говорит Ильмира Степанова, член американского клуба коллекционеров кукол UFDС и руководитель проекта Antiquedolls.ru, в рамках которого проводятся аукционы и временные выставки с участием немецких и французских антикварных кукол. — Многие кукольные головки имеют штампы на фарфоровых затылках, и у той, что нам принесли для идентификации, есть буквы А. М. Это Германия, фирма «Арманд Марсель»: Между прочим, мало кто знает, что крупнейший немецкий производитель кукол Арманд Марсель появился на свет в Санкт-Петербурге, в 1856 году. Его отец служил придворным архитектором Николая I, и после смерти императора вернулся с семьей на родину в Германию. В 1884 году Арманд Марсель купил небольшую игрушечную фабрику в Тюрингии и переоборудовал ее для производства фарфоровых голов. Ему суждено было стать одним из самых плодовитых кукольных производителей: с его клеймами выпущено несколько миллионов голов из бисквитного (неглазированного) фарфора разного качества. Их можно было купить почти во всех странах мира, в разных ценовых категориях, рассчитанных на любой круг покупателей. Конечно, Арманд Марсель делал и своих кукол, однако тела для них приобретал у других производителей. Сегодня особенно ценятся его «темнокожие» куклы с восточными лицами, индейцы и так называемые «Googly» — с озорным выражением лица. Арманд Марсель дорожил отношениями с Россией и много своей продукции отправлял на экспорт в Санкт-Петербург. Кстати, несколько его кукол были даже в коллекции детей последнего русского императора. — Когда начался фабричный выпуск кукол и какие ценятся сейчас на рынке больше других? — Кукольное производство зародилось в Европе в середине XIX века. Считается, что с этого начался «золотой век» кукол, закончившийся примерно в 1920-х годах. Наиболее ценные — французские, хотя среди немецких тоже есть много редких. Но именно во Франции еще в XVIII веке впервые появились уникальные куклы-автоматы со сложнейшими механизмами: они умели танцевать, показывать фокусы и даже писать письма. Одним из самых известных производителей был Жак Вокансон. Ему покровительствовал сам король, правительство окружало его работу тайной, а философы утверждали, что он вступает в спор с самим Богом. Фабриканты использовали опыт Вокансона, «научив» своих кукол ходить, разговаривать и двигать руками. В 1870-х годах Эмиль Жюмо впервые начал изготавливать куклу-девочку (раньше делали только «взрослых дам», которые служили манекенщицами, демонстрируя новинки последней моды). Для французских кукол создавался потрясающий, сказочный мир, в который совершенно серьезно погрузились не только фабриканты и их рабочие, но и модельеры, портные, сапожники, ювелиры и даже парфюмеры, выпускавшие специальные сундучки с набором кукольных духов. Это что-то вроде истории с Барби, только совсем другого уровня и качества. Барби — «американская попса», упрощенная и синтетическая. А тут совсем другое: изящная взрослая игра, в которую вкладывалось немало мастерства, фантазии и тонкого вкуса. Интересных производителей было достаточно, но если говорить о самых известных и дорогих — это Жюмо (Jumeau), Брю (Bru), Готье (Gaultier), Жюль Штайнер (Steiner). Среди немецких фабрикантов наиболее известны такие фирмы, как Кестнер (Kestner), Камер и Рейнхардт (Kammer & Reinhardt), Хойбах (Heubach), Симон и Халбих (Simon & Halbig) и, конечно, Арманд Марсель (Armand Marseille). — Где впервые начали коллекционировать старинных кукол? — Как ни странно, это произошло не во Франции или Германии, а в США, в 1930-х годах. Кстати, антикварными считаются как раз фарфоровые куклы, выпущенные до этого периода. С одной стороны, американцы многое сделали тогда для сохранения старинных кукол, а с другой, многое погубили. Так получилось с кукольными костюмами. Хорошо одетая кукла в дорогом платье всегда очень ценилась и стоила порой в два раза дороже, чем в простой рубашке. Многие платья — настоящие произведения искусства парижских модисток. Но со временем ткани ветшали, пачкались, и первые коллекционеры выбрасывали старые костюмы и шили новые с учетом современной моды и своего вкуса. Поэтому оригинальная кукольная одежда — редкость и стоит очень дорого. Даже реплики (авторское повторение) старинных костюмов, выполненные из старинных тканей и кружев, продаются за несколько сотен долларов. Сегодня коллекционирование старинных кукол очень популярно в Европе и в США, и они с каждым годом растут в цене. Существует много музеев, клубов, проводятся аукционы, выставки, выпускается много специальной литературы по идентификации и истории. К сожалению, в Россию это увлечение приходит с большим запозданием, поскольку антикварных кукол здесь сохранилось очень мало, многие их даже в глаза не видели. Но с каждым годом коллекционеров становится все больше, и есть надежда, что они откроют волшебную дверцу старого кукольного дома — в прошлое.
© Antiquedolls.ru, 2006 - 2024 куклы, фарфоровые куклы, антикварные куклы, коллекционные куклы, старинные куклы, магазин кукол, кукольная мода |
|||||||
|