|
"МОДНЫЕ" КУКЛЫ - ПЕРВЫЕ МАНЕКЕНЩИЦЫ
Ильмира Степанова, член Союза журналистов России, руководитель проекта www.antiquedolls.ru Как говорила модистка французской королевы Марии Антуанетты, "новое - это хорошо забытое старое". Еще в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали небольшие глиняные раскрашенные фигурки. Однако считается, что "модные куклы" (Fashion dolls) впервые появились во Франции. Они служили для демонстрации новейших направлений моды: их наряды тщательно воспроизводили фасоны и детали одежды, долгое время с успехом заменяя появившиеся гораздо позже глянцевые журналы мод. Еще в XIV веке английская королева регулярно отправляла в Париж за такими куклами своих послов. В 1396 году придворный портной французского короля написал расписку о получении 450 франков за пошив гардероба для модной куклы в подарок английской королеве. По тем временам сумма весьма значительная, что позволяет предположить, что куклу изготовили в натуральную величину, по размерам царственной особы: Когда король Франции Генрих IV женился на итальянке Марии Медичи, он послал ей несколько модных кукол в роскошных платьях, желая поразить невесту изысканностью жизни французского двора. Секреты Пандоры Самые первые модные куклы служили аристократическим забавам, поэтому они намного лучше и богаче одеты, чем обычные игровые куклы того же времени. Но вскоре пара модных кукол поселилась не только в домах у великосветских дам. Их называли Большая и Маленькая Пандора - в честь мифологической красавицы, неосторожно открывшей сундук с несчастьями, которые, как известно, разлетелись по всему свету. В данном случае подразумевалось, что парижские Пандоры открыли сундуки с нарядами, а несчастья, как в сказке, превратились в красоту, радующую глаз: в пышные кружевные юбки, блестящие атласные ленты и бархатные раструбы платьев. Эти куклы и их наряды в самом деле разлетались по свету, добравшись даже до далекого Петербурге (Большая Пандора императрицы Марии Федоровны хранится сейчас в Гатчинском дворце: на ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн - придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты). Обычно Большая Пандора демонстрировала роскошные придворные наряды (позже - одежду на выход), а Маленькая - уютные домашние платья. Обе были ненасытными модницами: для них специально заказывали шляпы, платья, чулки, ботинки, делали прически и ювелирные украшения. То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли. Французские дома мод посылали "модных" кукол в Англию, Германию, Испанию, Италию. Иногда - лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически. Так, на ежегодной двухнедельной ярмарке della Sensa, проходившей на площади Сан Марко в Венеции вплоть до конца XVIII века, французские куклы демонстрировали парижские моды, а в течение следующего года месяцев местные портные старательно копировали и увеличивали модели, которые считались эталоном безупречного вкуса и стиля. Золотой восемнадцатый Расцвет модных кукол пришелся на XVIII столетие, когда путешествия по Европе стали более свободными, возникали и процветали многочисленные маленькие европейские дворы, где дамы живо интересовались новыми фасонами и тканями. Модная французская торговля не прекращалась даже во время войны за Испанское наследство в начале XVIII века, хотя Англия и Франция тогда были противниками, и логично было бы ожидать, что это станет препятствием для подобных "легкомысленных" обменов. В 1704 году, в самый разгар войны, один из французских генералов писал: "Эпизод, достойный того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный "зеленый коридор" для провоза кукол-манекенщиц. Договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в полной безопасности". Впрочем, трудно представить, какой опасности могли подвергаться эти очаровательные создания: их тонкие лица из прекрасного фарфора и безупречные тела из кожи козленка с женственными формами, скорее, навевали мысли о радостях и красоте жизни, чем о борьбе и противостоянии. После войны французский посол в Лондоне господин Дюбуа заказал парижской белошвейке мадмуазель Филон большую куклу с последними моделями нарядов для лондонских дам. В письме он заметил, что англичане живо интересуются даже тем, что нынче носят под юбками, и просил также выслать образцы нижней одежды. Вслед за Пандорами модные куклы завоевывали все больший рынок. Известные модистки дарили таких кукол своим клиенткам и регулярно присылали для них наряды, надеясь получить выгодный заказ. Немногие оставляли память о своих произведениях, но среди этих описаний сохранились записки модистки королевы Марии Антуанетты. Например, о кукле, отправленной в качестве рождественского подарка дочери одной из придворных дам: "Это была большая кукла с пружинами, хорошо сделанными ногами и очень хорошим париком. На ней надета прекрасная льняная женская сорочка, шелковые чулки и длинный корсет на косточках. Бальное платье из газа, парчи, муслина и кружев". Кстати, Французская Революция, казнившая королеву, не положила конец благосостоянию ее знаменитой модистки: некоторое время она вела бизнес в Лондоне и обшивала богатых француженок-эмигрантов, бежавших от революционного террора, выполняла заказы царствующих дворов Европы, в том числе и русского. Революция не слишком затронула и судьбу французских модных кукол - скорее, благоприятно повлияла на нее. Многие французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния, отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То, что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных вручную предметов одежды для модных кукол, которых к тому времени было достаточно много в Англии. А в 18 веке они начали пересекать Атлантику, чтобы популяризировать "английскую моду" в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в Нью-йоркских и Бостонских газетах того времени. Модные французские куклы открыли Америку, и теперь хранятся в богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища. В XIX веке модных кукол изготавливались фирмами Jumeau, Bru и другими - с головами из неглазированного фарфора, с деревянными или кожаными (из кожи козлят) телами. Однако самым известным фабрикантом, выпускавшим "модных" кукол, стал Франсуа Готье (Francois Gaultir). История Франсуа Готье Он родился в 1837 году в г. Бери, в семье владельца небольшой фарфоровой лавки, который много лет проработал на фарфоровой фабрике, знал секреты этого производства и передал их сыну. В 1857 году Франсуа женился на дочери фарфорового фабриканта, и от этого брака родились семеро детей: сыновья и Eugene Louis (1857) и Еmile-Jules (1860), а также пятеро дочерей. В 1867 году Франсуа Готье построил фарфоровую фабрику в Сан Морис (Saint Maurice), где, кстати, провел всю свою жизнь. В 1872 г. он получил патент на выпуск стеклянных кукольных глаз, а также принимал заказы на изготовление кукольных голов. Он стал основным поставщиком для большинства фабрик-сборщиков кукол. Готье уделял серьезное внимание работе художников-декораторов, которые расписывали лица кукол: создавал специальные мастерские, поощрял их труд и воспитал художников, которые специализировались на этой теме. Когда во время франко-прусской войны в 1870 году Париж оказался в осаде, Готье не коснулась эта беда, и, в отличие от столичных коллег, он сохранил и даже развил свой бизнес. На международной выставке в Париже в 1878 году Готье получил серебряную медаль, в а двумя годами позже - бронзовую в Брюсселе. В 1882 он передал компанию старшему сыну Евгению-Луису (Eugene-Louis Gaultier), и она получила название Gaultier and Fils Aine (Готье и Старший сын). Эта фирма завоевала серебряную медаль в Амстердаме в 1883 году, а также серебряную в Ницце (1884). Куклы фирмы Готье всегда маркировались, и сегодня довольно легко идентифицировать даже по времени выпуска. Так, те куклы, которые были изготовлены до 1888 года, носили инициалы FG и номер, обозначающий размер. После 1888 года буквы FG размещались в специальном "свитке" - фамильном символе компании. Отойдя от кукольных дел, Франсуа Готье стал мэром города Сан Морис и занимал эту должность до 1892 года. Конкурентная борьба с кукольными производителями Германии, которая обострилась с начала 1890-х, вызвала серьезный кризис, коснувшийся и братьев Готье. В 1899 году они отказались от своего производства, патентов, независимости, чтобы стать совладельцами и акционерами S.F.B.J. (Союз французских производителей кукол и игрушек - Societe Francaise de Fabrication de Bebe and Jouets, в который входили 8 известных французских фабрикантов).Готье обменяли все это на 100 акций новой компании (что составляло 2.3% ее капитала), но эти перемены в итоге ничего им не принесли. Фирма вскоре прекратила свое существование, а компания S.F.B.J. закрылась в 1925 году. В начале XX века французские модные куклы "отправились на покой" и окончательно поселились в коллекциях и музеях, когда им на смену пришли многочисленные журналы мод, бумажные куклы и живые манекенщицы.
Ильмира Степанова, руководитель проекта www.antiquedolls.ru
© Antiquedolls.ru, 2006 - 2024 куклы, фарфоровые куклы, антикварные куклы, коллекционные куклы, старинные куклы, магазин кукол, кукольная мода |
|||||||
|