|
Кукольный капитал
//www.nanevskom.ru/numbers/product/579 Накануне Рождества мы все становимся немного похожими на маленькую героиню "Отверженных", которая с замиранием сердца стояла возле витрины и зачарованно смотрела на куклу в роскошном платье. Лавка представлялась ей почти раем, а кукла - волшебным видением, обещавшим восторг, великолепие и счастье. Казалось, надо быть королевой или, по меньшей мере, принцессой, чтобы обладать ею, но однажды, как известно, чудо случилось... В новогодние дни все крупные аукционные дома Европы берут на себя роль Жана Вальжана, предлагая своим клиентам редкие антикварные куклы и игрушки. Взрослые респектабельные дамы и господа теряют головы, желая заполучить загадочную фарфоровую красавицу или плюшевую обезьянку с барабанными палочками… Витрины парижских антикварных лавок украшают старинные куклы, а лондонский Музей детства распродает роскошные альбомы с фотографиями своих экспонатов -- словом, Европа с головой погружается в волшебный кукольный мир. И только в России этот бум еще впереди. Так считает Ильмира Степанова, член крупнейшего американского клуба коллекционеров кукол UFDС и руководитель петербургского проекта ANTIQUEDOLLS.RU, который предусматривает не только проведение передвижных выставок, аукционов и продажу антикварных кукол, но и выпуск книг, фотоальбомов, посвященных этой пока еще мало известной в России теме. Кстати, ближайшая выставка пройдет с 20 декабря по 31 января в Санкт-Петербургском отделении банка "Сосьете Женераль Восток". Хрупкая вечность …У Добужинского есть картина: забытая старая кукла валяется на подоконнике у разбитого окна, через которое виднеется унылый двор. Шел только 1905 год, но, наверное, в воздухе уже веяло предчувствием конца старой жизни и наступления новой, где не было места сложившемуся семейному укладу, гимназисткам в белых платьях и уж тем более - их куклам. Наступало время, враждебное всему индивидуально-неповторимому, хрупкому и человечному. Не случайно большевики так ополчились на далеких от политики молчаливых фарфоровых красавиц в кружевных платьях, объявив их буржуазным пережитком. В 1920-х нарком просвещения Луначарский закрыл царские кукольные фабрики, самой известной из которых была "Журавлев и Кочешков", приказав уничтожить складские запасы. Фарфоровые куклы, некогда бережно доставленные из Франции и Германии, разлетались на осколки, и только немногие попадали в наспех собиравшиеся чемоданы тех, кто навсегда покидал Россию. Кстати, дочка знаменитого коллекционера Щукина, точнее, ее кукла, спасла тогда семью от нищеты за границей. В фарфоровой головке спрятали драгоценности, и когда на одной из железнодорожных станций состав подвергся грабительскому нападению пьяных солдат, никто даже не догадывался, какое сокровище держит в руках испуганная девочка. До революции в Петербург экспортировали сотни, тысячи роскошных кукол, в том числе по заказу царствующего дома. На Малой Морской существовал специальный магазин, где продавались французские кукольные аксессуары - ботинки, зонтики, перчатки… А сейчас у нас с трудом можно найти столетних кукол - отдельные экземпляры есть только в музеях. Между тем коллекционирование антикварных кукол очень популярно во всем мире. В США, например, оно занимает второе место после коллекционирования марок. Там даже есть специальный аукцион, специализирующийся на продаже старинных кукол и игрушек. Среди фанатов-кукольников -- Элтон Джон, Майкл Джексон, Опра Уинфри, Брюс Уиллис, Деми Мур. Выпускаются тысячи специальных журналов и книг, проводятся аукционы, семинары, встречи. В России пока таких коллекционеров немного. Однако в Москве уже давно началась охота за старинными куклами. Их привозят из-за границы, разыскивают в антикварных магазинах и на блошиных рынках, часто не останавливаясь перед завышенной ценой. Среди собирателей кукол -- супруга заместителя руководителя Администрации президента Юлия Вишневская, певица Лариса Долина, хозяйка галереи "Вахтанговъ" Ирина Мызина, госпожа Окуджава, а также некоторые художники, галеристы и актеры. Впрочем, есть и безвестные коллекционеры, которые просто любят старинных кукол и только-только начали формировать свои собрания. Секреты господина Жюмо Кукольные фабрики появились в Европе примерно в 1840-е годы. Конечно, мастера и небольшие артели делали их и раньше -- из дерева, воска, папье-маше. Но именно тогда дело было поставлено на конвейер, хотя труд оставался ручным. Производство позволило выпускать кукол с головами из неглазированного фарфора, внешне похожего на человеческую кожу. Во Франции оказались очень популярны так называемые "модные" куклы-леди, которых использовали как манекенщиц, демонстрировавших последние новинки сезона для дам высшего света. Этих кукол выпускали такие компании, как Jumeau, Bru, Gaultier, Rohmer, Simone and Huret. Для них делали различные аксессуары, украшения, шили нижнее белье, обувь, сумочки, выпускали даже сундучки с дорогим парфюмом. Они служили не только дамам, но и их дочкам, которые учились шить, приобретая важные для будущей жизни навыки, вкус и знание секретов женской моды. Именно с "модных красавиц" в 1843 году начинал и Пьер-Франсуа Жюмо, открывший в Париже небольшую кукольную фабрику. В 1870-х он передал дело старшему сыну Жоржу, но тот вскоре внезапно скончался, оставив семейный бизнес на младшего брата Эмиля. Эмиль Жюмо начал работать над новой куклой -- Bebe Jumeau, которой суждено было совершить революцию в кукольном производстве и приносить фирме удачу в течение тридцати лет. Эмиль отказался от привычного образа куклы - прекрасной взрослой леди, и создал куклу-девочку, или, как ее назвали, "маленькую женщину". Для изготовления фарфоровых головок он привлекал самых лучших и известных скульпторов. Каждую расписывали вручную опытные мастерицы - у Bebe Jumeau были длинные нарисованные ресницы и густые брови. Куклы господина Жюмо называли идеалом красоты, и они не раз занимали первые места на парижских всемирных выставках. Идею подхватили и другие французские производители - Казимир Брю, Жюль Стейнер, экспериментируя с типажами, размерами, механикой (сейчас эти куклы часто даже дороже кукол Жюмо). В отличие от них, Эмиль не гнался за кардинально новыми образцами, зато превосходил всех в заботе о гардеробе своих фарфоровых красавиц. Для Jumeau выпускали специальные журналы мод, на них работали многочисленные мастерские, которые шили кукольные наряды, ботинки, сумки, зонтики и разнообразные аксессуары, которые продавались не только в Париже, но даже в Санкт-Петербурге (французский магазин кукольных принадлежностей располагался до революции на Малой Морской). В конце XIX века господин Жюмо организовывал компании по продвижению своего товара не хуже, чем современные американские корпорации. Он вел активные переговоры с парижскими механиками-часовщиками, чтобы с их помощью куклы начали двигаться и говорить. Запатентовал несколько механизмов глаз (в том числе закрывающихся), впервые начал использовать деревянный шарик в креплении деревянных "суставов". В начале ХХ века Эмиль продал бизнес, и компания Jumeau вступила в организацию SFBJ (Французское общество производителей кукол и игрушек), потеряв самостоятельность. Французская кукольная промышленность вступила в серьезную конкуренцию с немецкой. Но с развитием промышленного производства в начале 1930-х годов куклы начали терять индивидуальность, сложное выражение лица и свою неповторимую красоту. Их золотой век закончился. Лавка старых кукол Антикварные куклы привлекают сегодня не только коллекционеров и любителей старины, но и тех, кто хочет выгодно вложить свои деньги. На Западе их средняя цена возросла за последние пять лет в два раза, а куклы фирмы Jumeau за 20 лет подорожали в пять раз. Там постоянно выпускаются каталоги, публикуются результаты аукционов, так что цены более-менее предсказуемы и известны. Хотя, конечно, при удаче можно купить куклу значительно ниже ее реальной стоимости и, наоборот, выложить за особо желанный экземпляр большую сумму. Однако в России ситуация гораздо сложнее. С одной стороны, этот вид антиквариата у нас до сих пор редкость и предложений, увы, немного, а с другой -- с каждым годом увеличивается число его поклонников. И чем интенсивнее будет развиваться этот рынок, тем, разумеется, активнее будут расти цены. Пока же лучшие экземпляры старинных кукол дорожают у нас в среднем на 5 -- 12 процентов в год. Причем особенно ценятся французские последней четверти XIX столетия. Стоимость куклы зависит не только от компании-изготовителя, но и от года выпуска, редкости отливки, от состояния и наличия оригинальной одежды. Кроме того, существуют так называемые высококоллекционные группы, принадлежность к которым резко повышает стоимость игрушки. Например, характерные немецкие куклы, французские механические автоматы. Очень популярны сегодня работы немецких и французских мастеров 1860--1890-х годов, получившие название fashion dolls, то есть "модные куклы", -- с телами из белой козлячьей кожи. Они одеты по моде того времени, и даже репродукции сложных костюмов часто выполнены из старинных шелков, тафты и кружев. У этих кукол завораживающие миндалевидные стеклянные глаза, которые смотрят куда-то в сторону. Даже составители сухих справочников и каталогов отмечают, что это особенный взгляд, который направлен как будто в глубину ушедших лет. Наверное, это так и есть. И очень хочется верить, что старинные куклы снова появятся в русских домах, перекинув хрупкий игрушечный мостик между прошлым и настоящим. Анна Балашова Журнал "На Невском" № 12 (119) Декабрь 2006 © Antiquedolls.ru, 2006 - 2024 куклы, фарфоровые куклы, антикварные куклы, коллекционные куклы, старинные куклы, магазин кукол, кукольная мода |
|||||||
|