Антикварные куклы
Кукольная королева Франции

//www.nanevskom.ru/numbers/product/709

коллекционные куклы

Самый известный эксперт и историк французской игрушки Франсуа Тэмер не случайно назначил мне встречу в парижском отеле "Амбассадор" на Османском бульваре. Именно здесь несколько раз в год проводит он свои знаменитые аукционы старинных игрушек и кукол, на которые съезжаются коллекционеры и дилеры со всего мира.


ТЕКСТ: ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА

-- Чтобы общество имело хорошую игрушку, оно должно находиться на высокой ступени развития. Например, у древних греков и римлян, которые много внимания уделяли воспитанию детей, уже существовали куклы. А в Европе только в XVIII веке развитие искусства и новое восприятие ребенка дали толчок кукольному производству.

-- Кто же стал родоначальником французской кукольной индустрии?
-- Настоящей кукольной королевой Франции стала мадемуазель Урэ (Huret). В 1850 году она открыла собственную кукольную фабрику, которая выпускала всего сто кукол в год. До сих пор они считаются самыми лучшими. Мадемуазель Урэ многое сделала впервые. Пригласила для создания кукол профессиональных скульпторов, которые создавали сначала голову в натуральную величину, а затем уменьшали ее до размеров куклы. Запустила производство кукол с шарнирами в суставах и с крутящейся головой. Никто раньше не использовал для изготовления голов "бисквитный" необожженный фарфор, позволявший делать кукол с тонкими одухотворенными лицами. До мадемуазель Урэ куклы просто копировали взрослых дам, а она впервые сделала куклу-девочку.
Отдельная история - кукольная одежда. Раньше кукол "раз и навсегда" одевали в платье, которое зашивалось так, что его нельзя было снять. Но многие хотели иметь кукольный гардероб. Тогда мадемуазель решила обратиться к кутюрье. Выбор пал на мадемуазель Берё, которая придумывала и создавала специальную одежду для кукол, непохожую на наряды взрослых дам. Эта одежда пользовалась таким невероятным успехом, что в 1863 году в Париже открыли около трехсот дорогих магазинов, продававших только одежду и аксессуары для кукол. Одни лавки специализировались на обуви, другие торговали роскошными зонтиками или шляпками.
Это была настоящая революция в кукольном мире, которая повлекла за собой серьезные изменения и в человеческой моде. Берё и Урэ создали такое разнообразие прекрасной одежды для кукол, что родители обратились к ним с просьбой сшить такие же платья и для детей. Так во Франции появилась детская мода!

-- Как сложилась судьба мадемуазель Урэ и ее кукол?
-- Став очень богатой, она продала фирму и просто жила… Она умерла в возрасте 90 лет, но так и осталась мадемуазель. Урэ никогда не была замужем, и у нее не было детей… Сегодня ее куклы хранятся только в некоторых музеях и в частных коллекциях. Их сохранилось очень мало, и стоимость колеблется от пятнадцати до ста тысяч долларов.
История дома HURET очень длинная, почти 80 лет. Среди последующих владельцев было немало женщин. А самой последней в 1921 году стала, между прочим, полячка с русским паспортом, эмигрировавшая во Францию в годы Первой мировой войны. Ее фамилия -- Лазарская. Кстати, женщины, приехавшие в те годы из России, сыграли определенную роль в развитии кукольного производства во Франции.



-- Держу пари, что у нас об этом не знают…
-- Я сам недавно натолкнулся на эту тему в архивах. Русские привнесли определенный стиль в куклу из текстиля: немного странноватые, с отрешенными лицами. Среди самых интересных - куклы русской художницы Марии Васильевой, которая жила в Париже.

-- Французские куклы, о которых мы с вами говорим, доминировали до начала ХХ века. Что произошло потом?
-- А потом немцы все более и более агрессивно захватывали кукольный рынок. У них появились так называемые характерные куклы с определенным выражением лица, которые сегодня очень высоко ценятся коллекционерами.
Война с Германией сделала еще более актуальным вопрос о возрождении французской куклы, так как в 1914 году импорт из Германии прекратился, и надо было обходиться собственной продукцией. Французские и русские аристократки обратились к художникам и скульпторам с просьбой помочь создать образ новой куклы. Однажды на выставке Альберта Марка, который был женат на русской княжне, они увидели бюст девочки. Дамы попросили его сделать по этой отливке куклу. Специально собирали на это средства, проводили благотворительные акции, и в конце концов было выпущено всего около ста экземпляров: все ростом 55 см, с голубыми или карими глазами, одетые в исторические костюмы и подписанные автором. Эти куклы производились по одной-единственной отливке всего полтора года: выпуск прекратился, так как новая кукла не пользовалась спросом. Зато сейчас она одна из самых дорогих и ценимых коллекционерами: на последнем аукционе кукла Альберта Марка в оригинальной одежде была продана за 200 тысяч долларов.
После Первой мировой войны много мужчин погибли на полях сражений, дамы занялись их делами, рождаемость резко снизилась. Фабрики игрушек разорялись одна за другой, так как не было рынка сбыта. И тогда все повернулись в сторону создания кукол для интерьера: салонных, так называемых будуарных. Их делали во Франции с 1915-го до начала 1940-х, и в этих куклах воплощалась новая эстетика ардеко: влияние Пуарэ, освобождение от корсета, текучие линии. Они служили чем-то вроде украшений на диване: удлиненные формы и мягкие тряпичные тела, расписанные красками лица из шелка или хлопка… После Второй мировой войны ситуация изменилась. Рождаемость резко возросла, и надо было выпускать много новых игрушек - дешевых, с использованием новых синтетических материалов. Так появилась Барби -- уже совсем другая история.

старинные фарфоровые куклы


-- Расскажите, пожалуйста, об аукционе игрушек и кукол, которые вы проводите в этом роскошном парижском отеле. Кто принимает в нем участие, какие тенденции вы наблюдаете?
-- Обычно коллекционирование - мужское занятие, но с куклами все иначе: среди собирателей в основном женщины. Между прочим, приезжали и русские. Однажды мы продали на аукционе редкую и очень дорогую куклу-автомат для московского ресторана "Пушкин".

-- У вас у самого есть коллекция?
-- Да, небольшое собрание редчайших королевских кукол XVIII века. Очень странные, необычные. Никто даже не знает об их существовании - может, три или четыре человека в мире, поэтому они даже не имеют рыночной цены. Так что можно сказать, я соблюдаю нейтралитет - моя коллекция не влияет на рынок антикварных игрушек.

-- Вы почти всю жизнь общаетесь со старинными куклами. Вам никогда не казалось, что погружаетесь в волшебный гофмановский мир?
-- Знаете, я не ищу в них никакой мистики. Кукла -- это настоящий человеческий микрокосмос. За ними стоит подчас такое разнообразие удивительных событий и судеб, что глупо еще что-то додумывать… Меня всегда интересовали не только имена производителей кукол, но и биографии, истории их жизни, чем, кстати, до меня никто не занимался. Теперь я знаю о них довольно много и могу сказать, что это очень богатый мир, подчас весьма драматичный. Многие кукольники умирали в нищете, кончали жизнь самоубийством, а сейчас их куклы стоят целые состояния. Знаменитый и очень талантливый Этьен Денамур, например, скончался от голода, фабрикант, придумавший кукольные глаза со стеклянным хрусталиком внутри, ослеп… Они были очень разными людьми, но каждый оставил свой незабываемый след. Именно это разнообразие индивидуальностей и позволяет назвать ушедший кукольный век золотым. Жаль только, что он был таким коротким.

Хочешь ли ты играть со мной?


коллекционные куклы
Он как будто прячется от взглядов случайных прохожих. Этот маленький музей находится всего в двух шагах от Центра Жоржа Помпиду и шумной торговой улицы Риволи, но надо зайти во внутренний двор одного из домов и далее следовать по деревянной стрелке с надписью Musee de la Poupee, указывающей в сторону тупика, который утопает в зелени и цветах. Дальше все очень просто: открываешь ворота и оказываешься в сказке.

-- Вы где-нибудь еще видели одного человека сразу в трех лицах? -- спрашивает директор музея Сами Один и останавливается у витрины, где висит его фотография в детстве и точно такая же улыбающаяся кукла маленького Сами. Рядом - снимок его бабушки в детстве и такая же девочка-кукла. Сразу становятся ясны правила игры: здесь ты не взрослый, здесь не существует времени, а есть только мир, который рано или поздно становится чьим-то воспоминанием.

Музей кукол открылся в Париже в 1994 году на основе частной коллекции уроженца Италии Сами и его отца Гвидо - театрального костюмера из Пьемонта. Так как сын изучал французский, отец подарил ему на 16-летие книгу о старинных французских куклах, о производителях и художниках, имена которых были связаны с их созданием. Именно эта книга и случайно попавшая в руки маленькая старинная куколка подтолкнули Сами к идее собирать собственную коллекцию.

Профессор французского языка и литературы Сами Один защищал докторскую диссертацию на весьма необычную для серьезного филолога тему: "Кукольные журналы Франции в начале ХХ века". До него эту тему не разрабатывал никто. Вскоре он приехал в Париж и открыл частный музей, о котором сегодня знают не только коллекционеры во всем мире и просто любители антикварных вещиц, но и парижская детвора, так как для них здесь устраивают спектакли, выставки, праздники и даже дни рождения в окружении кукол их прапрабабушек.

…На фоне акварелей старого Парижа - "модные" куклы Франсуа Готье в роскошных, умопомрачительных нарядах позапрошлого века, непонятно каким образом сохранившие дорогой матово-приглушенный блеск старинного шелка. А в заботливо обставленной кукольной комнате живут куклы-девочки (так называемые Bebe) самых известных французских производителей конца XIX - начала XX века: Jumeau, Bru, Steiner, Denamur и других. Тут есть настоящие раритеты, которые продаются на аукционах в США за несколько десятков или даже сотен тысяч долларов.

Эти куклы были дорогими с самого "рождения": столь изысканные игрушки могли позволить себе только состоятельные люди, которые заботливо хранили их в специальных шкафах или кукольных домах. А вот механические куклы и тогда считались раритетом и настоящей драгоценностью. Самая первая кукла с фонографом внутри умела читать стихи и кокетливо спрашивала: "Хочешь ли ты играть со мной?"

-- Некоторые из этих игрушек без преувеличения можно назвать настоящими произведениями искусства, -- с гордостью говорит директор музея. - Но, к сожалению, мы не можем их показывать все. Вы видите только пятую часть нашего собрания, а всего в нем около 1800 экземпляров. Дело не только в том, что не хватает места. Просто куклы не могут долго находиться на свету, это вредит их сохранности. Поэтому раз в год мы почти полностью меняем экспозицию. Однако хронология, конечно же, сохраняется.

В нескольких залах музея представлена целая кукольная история: от фарфоровых и деревянных до игрушек из папье-маше, ткани, резины, целлулоида и пластика. На смену утонченным и дорогостоящим образцам пришли более дешевые, массовые. Ассортимент игрушек из полимерных материалов резко увеличился, производство было пущено на поток: появились пупсы, знаменитая Барби со своей свитой (кстати, сейчас в музее проходит временная выставка "1001 жизнь Барби"). Последней французской куклой стала пластмассовая Малышка Колин (Petit Collin): ее выпуск прекратился в начале 1990-х годов. Теперь все фабричные куклы делают в Китае.

В музее их нет: довольно того, что этой продукцией с лихвой завалены сегодня витрины парижских магазинов.

Ильмира Степанова

Париж - Петербург








© Antiquedolls.ru, 2006 - 2024

куклы, фарфоровые куклы, антикварные куклы, коллекционные куклы, старинные куклы, магазин кукол, кукольная мода


  Форум Музеи кукол